"Этот случай ясно показывает, что система не работает, если подходить к делу формально", — говорится в письме.
Старое сломали, новое не построили
По мнению авторов письма, оказавшиеся вне семьи дети не получают реабилитационной поддержки "вообще и никоим образом".
В письме отмечается, что учреждение Юрмальского самоуправления "Детско–юношеский дом Sprīdītis", в котором проживают причастные к убийству подростки, "стал приближенной к дисфункциональной семье средой, в которой к развитию детей на самом деле ни у кого нет интереса".
По мнению авторов письма, необходима немедленная поддержка квалифицированного психотерапевта, психолога или психиатра и социального работника. Кроме того, необходимо сотрудничество с Центром подростковых ресурсов, которого в Юрмале нет.
Представители инициативной группы также выразили возмущение тем, что для травмированных жизнью детей с серьезными нарушениями поведения и склонностью к насилию сейчас в Латвии вообще недоступны соответствующие услуги, так как учреждение социальной коррекции Naukšēni было закрыто, а другая услуга взамен не была предложена.
"Дети в Sprīdītis не получают необходимой поддержки в улучшении ментального здоровья и формировании коррекции поведения. То, что произошло в Юрмале, закономерность. Этот случай ясно показывает, что при подходе к процессам и услугам формально система не работает", — говорится в письме.
Они спокойно поехали в Ригу за выпивкой
Согласно официальной версии, 10 января несколько подростков, проживающих в юрмальском учреждении социального ухода и реабилитации, отправились в Ригу, чтобы употребить алкогольные напитки. Затем они вернулись на поезде в Слоку, где встретили двух ребят своего возраста. Между подростками произошел конфликт, в ходе которого один из молодых людей, проживающих в детском доме, нанес 13–летнему подростку два удара ножом в сердце и живот.
Подросток, который ударил другого ножом, ранее уже находился в поле зрения полиции за бродяжничество и кражу из магазина. Ему еще не исполнилось 14 лет.
После убийства подросток, нанесший смертельные ранения Максиму, не вернулся за школьную скамью и продолжает обучение дистанционно.
"На мой звонок не отреагировали"
Сразу же после того, как история об убийстве шестиклассника получила огласку, в СМИ обратилась свидетельница, которая утверждает, что трагедию можно было бы предотвратить, если бы полиция вовремя отреагировала на тревожный сигнал.
По словам Кристине, это был не обычный конфликт, а групповое избиение. Били двух подростков, а среди нападавших были также и девушки. Драка началась на остановке напротив почты, на крики взрослого человека компания никак не реагировала.
После этого женщина позвонила по телефону экстренных служб и попросила соединить с Юрмальской полицией. Однако в ответ на вызов со стороны дежурного последовала вереница вопросов, включая адрес. Поскольку точный адрес Кристине назвать не смогла, в полиции ей сказали, что "никакую информацию они никому не будут передавать, поскольку нет конкретного описания происшествия и адреса". Тогда Кристине перезвонила на номер 110, но и там получила тот же ответ.
О том, как проходила коммуникация между свидетельницей происшествия и полицией в ту ночь, станет известно после проверки.
Избиение в Иманте
Тем временем Государственная полиция завершила расследование уголовного процесса по ЧП, которое произошло 5 мая прошлого года в рижском микрорайоне Иманта.
Шестеро несовершеннолетних избили тогда подростка. Потерпевший не был с ними знаком, его атаковали в присутствии нескольких других лиц, наблюдавших за избиением.
Когда на место происшествия прибыла полиция, потерпевший — подросток 2009 года рождения, а также очевидцы были на месте, но нападавшие скрылись.
12 января нынешнего года материалы в отношении четырех лиц, не достигших возраста 14 лет, были направлены в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер воспитательного характера.
В отношении двух других подростков, которым на момент ЧП уже исполнилось 14 лет, уголовный процесс был направлен в прокуратуру для начала уголовного преследования.