Согласно отчету парижской полиции, на который ссылается издание Mediapart, Александр Беналла, бывший советник президента Франции Эмманюэля Макрона, был «фактическим организатором» компаний, которые заключали контракты на обеспечение безопасности с «олигархами, близкими к Путину». Как утверждает Mediapart, это происходило, в том числе, когда Беналла работал в Елисейском дворце. Сам он это, по большей части, отрицает.
Напомним, имя (26-летнего на тот момент) Александра Беналлы которое не было известно даже во Франции, обрело международную известность в 2018 году: из публикации Le Monde выяснилось, что этот советник президента Франции по безопасности применял насилие против участников первомайской демонстрации, хотя это не входило ни в его компетенцию, ни в его полномочия.
Вслед за первой публикацией стали появляться новые — о служебной квартире и машине, которые не очень полагались советнику такого ранга, об оружии, о нескольких дипломатических паспортах и, наконец, об «оказании услуг» российским миллиардерам, включая Искандера Махмудова — «близкого к Путину олигарха», как его называет французская пресса.
В ноябре 2021 года Беналлу приговорили к 3 годам, из них — 2 условно плюс 1 год домашнего ареста. Также ему «выписали» штраф, запрет на ношение оружия на 10 лет и конфискацию оружия. Кроме того, запретили занимать государственные должности в течение 5 лет. При этом приговор вынесли за применение насилия по отношению к демонстрантам на митинге 1 мая 2018 года в Париже, по факту незаконного использования дипломатических паспортов, подделки документа для получения этих паспортов, а также по факту незаконного ношения оружия. В сентябре 2023 г. апелляционная инстанция подтвердила этот приговор.
Что касается дела о контрактах с российскими олигархами, то было известно, что через два дня после задержания в декабре 2021 г. по подозрению в торговле влиянием, коррупции и отмывании средств, полученных путем ухода от налогов, полиция отпустила Беналлу без предъявления обвинений.
«Через четыре года после наших разоблачений (о „кейсе“ „Беналлы и Махмудова“ расследовательский сайт Mediapart начал писать в декабре 2018 г. и написал пару десятков материалов — Прим. RFI) уголовная полиция пришла к выводу, что Беналла действительно был „де-факто организатором“ частных коммерческих компаний, заключавших „непрозрачные“ контракты с российскими олигархами, особенно в то время, когда он работал в Елисейском дворце и имел допуск к „оборонной тайне“», — говорится в кратком отчете, который цитирует издание.
Оно также утверждает, что «согласно расследованию, проведенному Бригадой по борьбе с экономическими преступлениями (BRDE) под руководством Национального финансового прокуратуры (PNF), общая сумма подписанных контрактов составила 7,5 миллионов евро, из которых 941 000 евро были фактически выплачены Александру Беналле, его компаньонам и поставщикам услуг».
По данным следствия, на которые ссылаются авторы статьи, средства были перечислены во Франции и за рубежом на банковские счета компаний, которые были оформлены так чтобы с юридической точки зрения (Беналла) не выступал в них в качестве доверенного лица или партнера. Цель: «скрыть причастность советника Эмманюэля Макрона к контрактам, подписанным с двумя российскими олигархами» — «Искандером Махмудовым и Фархадом Ахмедовым».
Оставшаяся часть причитающихся сумм не была выплачена из-за придания этого дела огласке, пишет Mediapart.
«Мы можем на законных основаниях предположить, что (…) г-н Александр Беналла мог сыграть, если не злоупотребить своим реальным или предполагаемым влиянием, чтобы получить, напрямую или иным образом, выгоды и субсидии от этих олигархов», — сообщают полицейские в своем сводном отчете от 14 февраля 2023 г., о котором Mediapart стало известно из «официальных источников, близких к расследованию».
Издание утверждает, что в ходе общения с магистратами, ведущими дело, Жаклин Лаффон (адвокат Александра Беналлы, у которой, к слову, в клиентах, по другим делам — экс-президент Николя Саркози и действующий министр юстиции Эрик Дюпон-Моретти — Прим. RFI) оспаривала выводы следователей, сделанные в июле 2023 года, утверждая, что ее клиент играл лишь «ограниченную роль» в заключении контрактов.
«Адвокат утверждает, — вопреки интерпретации полицейских, — что расследование показало, будто Александр Беналла, когда он находился в Елисейском дворце, „просто рекомендовал“ агентов безопасности, которые могли работать в миссиях по охране», — пишет Mediapart.
Подробнее о контрактах
Согласно показаниям, собранным следователями, Александр Беналла начал переговоры с представителем Искандера Махмудова с сентября 2017 года, то есть всего через четыре месяца после прихода президента Макрона к власти.
«Известный как „король государственного заказа“ и считающийся, как и многие олигархи, "экономическим солдатом Путина", Искандер Махмудов, в частности, является владельцем горнодобывающего гиганта УГМК и железнодорожной группы „Трансмашхолдинг“.
По мнению ряда европейских органов правосудия, в частности испанских и немецких, он также подозревается в связях с московскими преступными группировками», — так Mediapart представляет своим читателям человека, с которым имел дела советник президента Франции по безопасности.
По данным следствия, роль посредника между российским олигархом и Беналлой играл «делец-русофил» Жан-Луи Агенауэр, бывший посредник французских бизнес-групп Bouygues и Alstom в России. «Он объяснил, что Беналла перезвонил ему менее чем через 48 часов после того, как летом 2017 года он обратился к нему с просьбой о возможном заключении контракта на частную охрану с Махмудовым», — пишет Mediapart. Затем, как утверждается в публикации,
олигарх сообщил, что ищет новую команду защиты для себя и своей семьи, когда они остаются во Франции и Монако, где он владеет недвижимостью стоимостью 60 миллионов евро.
По данным Tracfin (Службы финансовой разведки минэкономики Франции), Махмудов приобрел свои французские активы, «широко используя подставные компании и банковские счета, некоторые из которых размещены в балтийских банках, оказавшихся в центре скандалов, связанных с отмыванием денег». «Олигарха связывают, в частности, с эстонским банком Danske Bank, подозреваемым в причастности к отмыванию российских преступных доходов, а также с латвийским банком ABLV Bank, который был отмечен Министерством финансов США и Европейским центральным банком из-за подозрений в отмывании денег», — пишет издание.
Александр Беналла привлек к переговорам с командой Махмудова одного из руководителей службы безопасности президентской партии «Вперед, Республика!» (ныне «Возрождение»), жандарма-резервиста Венсана Краза. Тот возглавил частную охранную компанию Mars, которой, по данным полиции, на самом деле руководил Александр Беналла.
Именно эта компания, как пишет Mediapart, в июне 2018 года заключила с Махмудовым контракт на сумму 980 000 евро. Однако вскоре, по данным полиции, Беналла и Краз были вынуждены передать свой бизнес на субподряд третьей стороне, компании под названием Velours, поскольку у них не было сотрудников и разрешений, необходимых для выполнения охранных миссий.
Часть переговоров с Velours будет проходить прямо в штаб-квартире президентской партии, подчеркивает издание.
Уже через месяц после подписания контракта имя Александра Беналлы оказалось на первых полосах всех СМИ Франции и многих других стран в связи со скандальным применением силы к демонстрантам, на фоне этого скандала его уволили из Елисейского дворца, но он решил продолжить «бизнес» с Махмудовым. Правда, создав, по данным полиции, другую компанию — France Close Protection (FCP), во главе которой поставил других людей.
С Махмудовым сразу же был подписан новый контракт на 980 000 евро, который был «полной копией» первого, и снова был выплачен взнос в размере 294 000 евро. Этот второй контракт, по мнению полиции, также был «вопиюще незаконным», поскольку FCP тоже не имела полномочий для осуществления охранной деятельности.
«Анализируя контракты с Махмудовым, следователи также пришли к выводу о существовании системы „завышенных расценок“ и „значительной коммерческой маржи“ для Александра Беналлы, который в конечном итоге только и делал, что зарабатывал большие деньги», — пишет Mediapart.
В своем отчете полиция спрашивает: «Не была ли завышенная стоимость услуг дымовой завесой, чтобы скрыть реальную основу контракта?»
Сам Александр Беналла, находясь под стражей в полиции, отрицал свою причастность к FCP.
По словам авторов материала, адвокаты Искандера Махмудова отказались от комментариев, сославшись на профессиональную тайну, которую они обязаны соблюдать.
Адвокат Жаклин Лаффон заявила в письме, направленном в прокуратуру (PNF), что ее клиент Беналла сам ни разу не встречался с «ни с Махмудовым, ни с его семьей».
Осенью 2018 года, по данным следствия, Александр Беналла установил деловые отношения с другим российским олигархом, Фархадом Ахмедовым, который в свое время попал в поле зрения министерства финансов США.
Как утверждает Mediapart, контракт, который Беналла и его «деловой партнер» Анасс Д. подписали с Ахмедовым на сумму 5,6 миллиона евро, был направлен на то, чтобы добиться снятия ареста с одной из яхт миллиардера — Luna, на которую был наложен арест в ОАЭ в рамках бракоразводного процесса.
По данным следствия, в декабре 2018 года Ахмедов перечислил 353 000 евро на счет, открытый Беналлой в онлайн-банке Revolut. Часть средств (75 000 евро) впоследствии будет отправлена на счет компании на Каймановых островах, экономическим бенефициаром которой, как утверждал Беналла, он не является, отказавшись сообщить что-либо еще.
Миллиардер Ахмедов, ответивший на вопросы полиции в письменном виде, называет Беналлу «краснобаем» и «самозванцем», который обладал «талантом убеждать свою аудиторию, не имея на самом деле ни малейших серьезных аргументов».
Адвокат г-на Ахмедова не ответил на запрос Mediapart.
А Беналла, согласно отчету полиции, во время задержания сделал «путаные заявления» следователям, чтобы оправдать свое реальное участие в контракте с Ахмедовым. Он сказал, что к нему обратились из-за его знаний о «тайнах эмиратской власти» и что он «вступил в контакт на месте с лоббистом», про имя которого он «должен молчать». «К сожалению, освещение в СМИ вокруг г-на Ахмедова, особенно в Mediapart, сделало выплату (обещанного гонорара) недействительной», — также заверил Александр Беналла. И заявил о «коммерческой тайне» как о причине отказа отвечать на некоторые вопросы.