Арнис Мацулевичс, глава отдельного предприятия, отвечающего за безопасность железной дороги, рассказал, что в его структуре 450 сотрудников, и 35% обслуживает договоры об охране помимо LDz, в том числе Latvenergo, а также имущество частных лиц — рыбоперерабатывающие, мясокомбинаты.
В сфере охранной деятельности его беспокоит "серый" сектор — и острый недостаток рабочей силы, в особенности высококвалифицированной. "Мы участвуем в конкурсах со специфическими требованиями, допусками, сертификатами. Найти таких сотрудников все труднее, они стареют".
Арнис Верземниекс, член правления Ассоциации предприятий отрасли безопасности, пояснил, что дефицит персонала "очень критический". Коммерсанты дают возможность трудиться за "конверты" — к сожалению, это предлагают порой сами сотрудники.
Специфика отрасли не позволяет ввозить рабочую силу — как это можно делать с кассирами в супермаркетах. Ведь охранник обязан иметь профессиональный сертификат, владеть государственным языком.
Как рассказали участники заседания, в Латвии на 100 000 жителей приходится 17 охранных компаний. Для сравнения — в Эстонии 7, в Литве 3. "Очень раздробленный рынок, маленькие участники, старающиеся играть с пониженной ценой". Так и становятся возможными инциденты, вроде поджога Музея оккупации в самом сердце Старой Риги…
В качестве одного из решений на открытой части заседания подкомиссии обсуждалось также применение дронов для контроля охраняемых территорий. К сожалению, подобная практика в ЛР пока распространения не получила. Хотя, возможно, в том блоке, что Э. Шноре объявил закрытым для публики, что–то и рассказали.