Политический кризис на Гаити привлекает все больше и больше внимания мировых СМИ. Попробуем взглянуть в лицо (и не отвести глаза) главному действующему лицу происходящих и далеко идущих событий – криминальным группировкам, которые уже захватили полстраны и де-факто представляют собой основную общественно-политическую силу.
Диктатура Дювалье
Истоки нынешнего положения вещей восходят к диктаторскому правлению династии Дювалье (1957-1986) – в начале правил старший Дювалье («Папа Док»), а затем его сын. Оба опирались военизированные формирования, созданные из уголовников, преступников и убийц и получившие наименование «тонтон-макутов» (образ из гаитянского фольклора, которым пугали детей, что-то вроде нашего «Серого волчка» только намного страшнее). Главной целью их «деятельности» было держать в страхе население.
По самым скромным оценкам их жертвами стали около 60 тысяч человек. Они практиковали культ «вуду», а сам Дювалье почитался как главный жрец. Как просвещённый человек, врач по образованию повелся на эту химеру – вопрос к политическим психиатрам. После диктатуры формирования «тонтон-макутов» были распущены, формально, но их дух и традиции остались в гаитянском обществе.
Либерализация Аристида
Даже при прогрессивном, казалось бы, деятеле Жане-Бертране Аристиде, учителе и священнике Теологии Освобождения была воспроизведена практика «тонтон-макутов», но в менее экстравагантной форме. Его сторонники тоже группировались в военизированные команды и назывались «Химерами» (об этом явлении мало, что известно). Но самый главный триггер для стимулирования организованной преступности стал роспуск Вооруженных сил в 1995 году - такое условие было поставлено США при его возвращении к власти после переворота 1991 года. Бывшие военные и «перекочевали» в преступность, которая стала для них формой неформальной занятости. Отсюда их нынешняя организованность.
Новая власть
До 2004 года банды находились в относительно «спящем состоянии», но затем одна за другой последовали миротворческие миссии ООН, введенные после госпереворота против Аристида. «Голубые каски» не принесли Гаити голубого неба. Они стали тоже источником насилия и бесчинств. Действие вызвало противодействие. Банды в борьбе с «голубыми касками» получили новый опыт и усилились.
К настоящему времени они контролируют по меньшей мере половину из десяти департаментов страны и являются в них фактической властью (действуют их собственные суды, их полиция, они распределяют квоты на воду и электричество и т.д.)
Лидер «криминальной «революции»» Джимми Шеризье бывший полицейский, ему 47 лет. В криминальном мире получил прозвище «Барбекю», потому что излюбленным методом расправы над конкурентами было сжигание домов вместе с хозяевами. Но сам он объясняет его происхождение тем, что в детстве продавал на улице жареную курицу, которую готовила мама.
Год назад Шеризье создал коалицию банд под названием «Жить вместе» и сейчас является по могуществу вторым (если не первым) «политиком» в стране после премьер-министра. Сам себя он гангстером не считает. В 2021 г. он заявил о себе так: «Я не вор и не насильник, единственное, чего я хочу это довести до конца социальную борьбу». Он себя называет «революционером», который борется против нелегитимной власти.
Ситуация складывается во многом абсурдная и имеет большую новизну. Если раньше правительства обвиняли и квалифицировали как террористов и бандитов истинных борцов за социальную справедливость (так было с большинством левых партизанских движений в Латинской Америке), то сейчас наоборот – криминал рядится в одежды революционеров.