Тех, кто не платит алименты, наказывают все строже, поясняет пресс–секретарь Латвийской прокуратуры Айга Эйдука.
"Иначе подрывается вера в справедливость"
Обвиняемый был наказан за неисполнение решения суда, по которому был обязан обеспечивать своего ребенка средствами к существованию.
Айга Эйдука объясняет: уголовное преступление, совершенное обвиняемым, квалифицируется как проступок. И хотя Уголовный закон не определяет критерии, когда за совершение уголовного правонарушения должно быть назначено временное лишение свободы, по мнению прокурора, за совершение нового уголовного правонарушения — когда судимость за то же деяние еще не погашена — это как раз тот случай, когда суд должен отреагировать и назначить суровое наказание.
Обвинение, в частности, указывает: уклонение от алиментов создает угрозу не только интересам ребенка, но и интересам каждого налогоплательщика. В настоящий момент многие злостные неплательщики годами находятся в долгах и зачастую считают, что им не нужно платить алименты, поскольку государство за них уже заплатило. Поэтому неправомерное применение наказания даже к одному подсудимому может подорвать веру общества в справедливость.
Гражданский закон определяет обязанность родителей — матери и отца — соразмерно их способностям и состоянию их имущества содержать ребенка до тех пор, пока ребенок не сможет себя обеспечить. Даже в том случае, если жизненные пути родителей разошлись.
Задолжали уже 557 млн евро
В настоящее время неплательщики алиментов задолжали государству более полумиллиарда евро.
При обсуждении этого вопроса в ответственной комиссии Сейма прозвучало мнение, что в настоящее время борьба с неплательщиками напоминает борьбу с ветряными мельницами, и эта система нуждается в кардинальных изменениях.
Что происходит в реальной жизни: значительная часть неплательщиков занята в теневой экономике, то есть, кроме алиментов, не платит и налоги. Вместо них средства на содержание их детей выплачиваются за счет налогов добросовестной части общества — из средстве Гарантийного фонда (ГФ).
Неплательщики алиментов — это примерно 10% работников частного сектора, и это достаточно серьезный ресурс.
При этом чаще всего задолженность по алиментам не является единственной — она часто сопровождается, например, задолженностью по так называемым быстрым кредитам или каким–то неоплаченным штрафам, что еще больше осложняет возможность их возврата в легальную экономику.
Как избежать "процентного рабства"
По недавним поправкам к закону "О Гарантийном фонде средств на содержание" с 1 января 2024 года по 31 декабря 2028 года у злостных неплательщиков появились возможности избежать "процентного рабства".
А именно: прирост суммы долга может быть приостановлен, если должник заключает соглашение с администрацией фонда о возврате долга, выполняет его и если решение не передано для принудительного исполнения судебному исполнителю.
И в частности: если в четырехлетний срок — до 31 декабря 2028 года — основной долг будет погашен в полном объеме, законные проценты по долгу также будут погашены.