Молодые люди, которые стремятся покинуть РФ, очень сильно рискуют. 2-й Западный окружной военный суд вынес приговор трем сыновьям липецкого священника Игоря Ащеулова, которых обвиняли в попытке попасть в Украину и присоединиться там к запрещенному российскими властями легиону «Свобода России». Как передают «Медиазона» и SotaVision (оба издания в реестре иноагентов»), 24-летний Иоанн Ащеулов осужден на 17 с половиной лет лишения свободы, а 20-летний Алексей и 19-летний Тимофей Ащеуловы получили по 17 лет (с отбыванием первых трех лет в тюрьме, а оставшегося срока в исправительной колонии строгого режима).
На днях российский суд огласил результаты исследования телефона одного из трех братьев Ащеуловых. Мужчин задержали в Курской области при попытке пересечь украинскую границу. По версии следствия, они планировали воевать на стороне ВСУ.
В телефоне Иоанна Ащеулова нашли поисковые запросы в Яндекс и Google-картах: несколько точек в Петербурге («аптека», «военторг», «купить компас»), а также «Курский вокзал», «Малужино», «Сумская область, Украина», «Немецкое военное кладбище Курской области», «Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь» и «кладбище». При этом Иоанн объяснил суду, что запросы про кладбище и монастырь он вводил специально, чтобы в случае задержания ввести силовиков в заблуждение.
В электронной почте Ащеулова также нашли его переписку с адресатом «легион.рф»:
« — Здравствуйте, можете подробнее объяснить, почему идти через Белгород безопаснее, чем через Курск-Сумы? Белгород наполнен войсками РФ, и еще не факт, что, как только приедешь, тебя не остановят на вокзале. В мои планы не входит бессмысленно попасться на границе, как уже один человек попался, не дойдя до «Легиона». Я просто не пойму, чем граница напротив Белгорода безопаснее границы напротив Курска.
— Вы можете пробовать, где вам угодно и безопасно. Мы просто уточнили, как вы пришли к этому решению. Для вашей безопасности необходимо, чтобы вы удаляли переписку с нами».
В суде также зачитали переписку Ащеулова в Telegram с пользователем под ником «Ангелина». Она предложила Иоанну составить список публичных россиян, поддержавших или проигнорировавших войну, и сказала, что «после войны они все будут отвечать за это». «Ангелина» также посоветовала Иоанну опубликовать в личном телеграм-канале пост с осуждением «СВО», так как в ином случае его ждет арест имущества и запрет на профессии, связанные с политикой, педагогикой, журналистикой и прочим.
На заседании суда братья не стали участвовать в прениях, но каждый из них выступил с последним словом. Самую подробную речь сказал старший из братьев — Иоанн. Как пишет РБК, судья несколько раз приостанавливал его выступление, заявляя, что последнее слово — «не перформанс подсудимого».
Иоанн Ащеулов, в частности, заявил, что любой срок, который бы ему ни назначили, будет выглядеть «абсолютно блекло» на фоне гибели тысяч невиновных людей в Украине, а к приговору он относится как к «плате за то, чтобы не быть соучастником тех преступлений, которые совершает российское правительство».
«Как правило, в последнем слове просят не судить строго, просят снисхождения — о таком я просить не буду, так как считаю свою позицию абсолютно правильной. Я считаю, что у вас нет свободы, поэтому вы и не можете ее дать мне», — заявил старший из братьев (цитата по «Медиазоне»).
Прокурор в ходе прений сообщил, что смягчающими обстоятельствами является то, что братья Ащеуловы «активно способствовали следствию», а также тяжелая болезнь их матери. При этом он попросил приговорить каждого из братьев к 18 годам лишения свободы.