"В стране происходит маневрирование между желанием ограничить распространение инфекции и нежеланием принимать решения", — откровенно признался на днях министр обороны Артис Пабрикс ("Для развития/За!").
Глава военного ведомства напомнил, что весной, когда началась первая волна пандемии, правительство действовало очень быстро и решительно. В результате удалось обуздать распространение вируса. "И чем быстрее сейчас Латвия введет необходимое регулирование, введет ограничения, тем быстрее мы ограничим инфекцию и сможем свободнее дышать", — логично заключил А. Пабрикс.
Газета "СЕГОДНЯ" уже неоднократно предупреждала о том, что попытка обмануть вирус изначально была обречена на провал. Также как и попытка изобретать велосипед, вместо того чтобы применить уже опробованную весной весьма удачную стратегию сдерживания вируса.
Очень дорогой режим ЧС
Опытные политики — и внутри правящей коалиции и из оппозиционного лагеря — не сомневаются, что нежелание возвращаться в режим ЧС продиктовано сугубо финансово–экономическими соображениями. Ведь в случае объявления чрезвычайной ситуации и введения более–менее жестких ограничений придется, во–первых, запускать те или иные механизмы финансовых компенсаций. А во–вторых — в любом случае очень сильно просядет экономика, которая только–только стала оживать после весенне–летнего шока. Минфин уже осторожно признался, что если опять нужно будет вливать деньги в замороженные отрасли, то ничего другого не останется, как одалживать сотни миллионов на мировых финансовых рынках. А значит, госдолг, который уже превысил 50% от ВВП, продолжит расти.
Не стоит забывать, что и бюджет–2021 запланирован с рекордным дефицитом. Но и этот дефицит, в 3,8% от ВВП, запланирован без учета очередного экономического шока, вызванного повторным введением ЧС.
С учетом этих факторов правительство и пыталось до сих пор действовать в борьбе с распространением Covid–19 декоративными методами. "Эта неделя будет ключевой", — объясняли в минздраве, видимо, надеясь на некое чудо или на то, что вирус испугается людей в масках. Прошедшая неделя показала, что ношение масок в торговых центрах и других общественных местах сдерживанию вируса не очень–то помогает. Нет, конечно, маски следует носить — они в любом случае будут сдерживать распространение других осенних вирусов. Но уже в конце весны было ясно, что активное заражение Covid–19 происходит в случае скопления людей в течение длительного времени в замкнутом пространстве. Нынче мы это наблюдаем повсеместно: очаги заражения образуются в спортивных командах (игроки длительное время проводят вместе в раздевалках и на тренировках), трудовых коллективах (офисы, маленькие помещения цехов и т. п.), учебных заведениях.
Разорвать заразную цепь
Чтобы разорвать эту цепочку распространения вируса, нужны — и это тот случай, когда сложно не согласиться с министром обороны, — энергичные, решительные действия. Велика вероятность, что на введение ЧС правительство решится уже завтра: во время подготовки этого материала в печать стало известно, что на сегодня запланировано заседание кризисного совета, после чего сразу же начнется внеочередное заседание кабмина. Параллельно о стратегии борьбы с Covid–19 будут дискутировать депутаты сейма из комиссии по обороне и внутренним делам.
Еще раз нелишним будет повторить, что опасность для страны кроется не только и не столько в количестве зараженных коронавирусом, сколько в росте осложнений от этого заболевания, когда требуется срочная госпитализация. Реальность такова, что уже в ближайшие дни может быть достигнута максимальная загрузка стационаров больными Covid–19. А значит, необходимо будет, с одной стороны, перепрофилировать больницы и отделения (минздрав утверждает, что это уже в пожарном порядке происходит), а с другой — принимать жесткие меры эпидемиологической безопасности, чтобы хоть как–то замедлить распространение вируса.
Дождаться вакцины
Не хочется драматизировать ситуацию и пугать читателей, но очевидно, что возможности латвийской системы здравоохранения весьма ограниченны. И с точки зрения больничных коек, и с точки зрения реанимационных отделений, и с точки зрения медицинских ресурсов. Не случайно минздрав уже вынужден набирать резервистов, то есть людей с медицинским образованием, которые по разным причинам не работают сейчас в системе здравоохранения: или ушли на пенсию, в том числе на пенсию по выслуге лет (работники скорой), или трудятся в фармацевтическом бизнесе, преподают в средних и высших медицинских образовательных учреждениях… Но, как вы понимаете, и эти люди завтра к обеду не смогут приступить к врачеванию — им необходимо будет пройти определенную переподготовку, освежить знания и навыки.
Минобороны не располагает конструкциями для быстрого развертывания полевых госпиталей. Нет у нас и такого количества военных медиков. Надеяться на то, что Европа нам поможет, тоже не приходится: даже богатые страны ЕС захлебнулись от второй волны коронавируса. Остается одно: вводить ЧС со всеми вытекающими отсюда последствиями. Цель — продержаться по крайней мере до появления эффективной вакцины. То есть в лучшем случае до конца зимы.
Абик ЭЛКИН.