Вместо массовой или хотя бы, простите, полумассовой вакцинации мы имеем процесс служебного расследования. Соответствующее распоряжение подписал новый министр здоровья Даниэлс Павлютс ("Для развития–За"). Цель расследования — выяснить все обстоятельства закупки (или точнее — незакупки) вакцин американо–немецкой компании Pfizer–BioNTech.
Еще в начале ноября минувшего года Еврокомиссия заключила предпродажный договор с Pfizer–BioNTech о закупке сотен миллионов доз вакцины, которая впоследствии получила название Comirnaty. Латвия из этого многомиллионного пакета доз решила закупить на начальном этапе — внимание! — всего 97 500 вакцин.
Ныне уже уволенная глава минздрава Илзе Винькеле, как теперь выяснилось, скрыла тот факт, что нашей стране Брюссель был готов выделить первоначально до миллиона доз вакцины. Наверное, не стоит и объяснять, что если бы мы приняли это предложение, то самое позднее к концу февраля могли бы уже завершить весь процесс вакцинации медиков и групп риска и начать прививать социальных работников и далее по списку… Однако по непонятной (пока непонятной) причине чиновники минздрава решили почему–то сделать ставку на британскую вакцину AstraZeneca, которая в ноябре и к декабрю была далека даже до подачи документов на регистрацию вакцины в ЕС. Да и на момент подготовки этого материала в печать лекарственное агентство ЕС еще не разрешило применение данной вакцины на пространстве Европейского союза.
Почему так поступили наши чиновники? Это скрытый лоббизм конкретной британской компании или просто глупость? Или клерки решили пойти простым путем: раз AstraZeneca можно хранить в обычном холодильнике, то лучше закупить хоть и позже по времени, но зато именно эту вакцину, которую хранить и, соответственно, перевозить гораздо проще?
Желание есть, вакцин — нет
Так или иначе, но уже в конце этого месяца, по прогнозам самого министра Павлютса, у нас не будет вакцин для того, чтобы привить хотя бы всех желающих медработников. Правда, глава минздрава попытался "успокоить" население ремаркой, что, мол, с дефицитом вакцин сталкиваются все европейские страны. Но это, мягко говоря, слабое оправдание — одно дело, когда нужно привить 83 миллиона жителей Германии или 40 миллионов жителей Польши, и совсем другое Латвия, где максимум наберется 1,8 миллиона человек. При правильной организации процесса мы бы вполне могли стать вторым Израилем, который за три недели привил уже почти 2 миллиона жителей. Мы же за такой же период вакцинировали… 11 тысяч человек.
Подготовительный этап был провален полностью — начиная с того, что летом и в начале осени не закупили дополнительные холодильные установки, чтобы можно было хранить достаточное количество вакцин фирмы Pfizer (они длительно хранятся при температуре не менее минус 72 градуса), и заканчивая тем, что до недавнего времени даже не была продумана логистика массовой вакцинации.
Чиновникам от медицины даже не пришло в голову, что одни семейные врачи при всем желании массовую вакцинацию обеспечить не смогут. Придется задействовать все частные медцентры, амбулатории, медпункты предприятий, в том числе муниципальных, а также стоматологические клиники.
В четверг правительство предоставило минздраву еще две недели на подготовку окончательного плана масштабной вакцинации. Д. Павлютс хочет уже с марта запустить, по его выражению, "очень мощный процесс вакцинации", чтобы в неделю удалось привить не менее 100 тысяч человек.
Государство откроет кошелёк
Очевидно, что на закупку вакцин, на создание дополнительных прививочных кабинетов, на оплату труда медиков и всех, кто задействован в этой логистической цепочке, потребуются даже не десятки, а сотни миллионов евро. Насколько можно понять, власти к таким тратам готовы и соответствующие средства зарезервированы.
Пусть даже с опозданием, но если все–таки хотя бы в первом полугодии будет запущен процесс массовой вакцинации, то уже осенью мы сможем избежать третьей волны пандемии. А стало быть, избежать возвращения к ограничениям и комендантским часам.
Абик ЭЛКИН.