В степной Монголии по данным на 2020-й год проживают чуть больше 3 миллионов 350 тысяч человек. Плотность населения здесь составляет 1,8 человека на квадратный километр. По образу жизни монголы - кочевники, городом считается любой посёлок, где проживают свыше 5 тысяч.
И вот 5 сентября здесь зафиксирована рекордная заболеваемость - 7394 человека, 7 сентября - 3677.
То есть получается, в стране сваливаются целыми городами? В крошечной Монголии такое количество подтверждённых случаев эквивалентно тому, как если бы в России ежедневно заболевало население Рязани или Тулы.
Умерли 7 сентября - 8 человек (максимальная смертность была в один из дней июля - 29 человек).
Очень долгое время о коронавирусе в Монголии знали только теоретически, так как люди живут разрозненно, своими семьями и рассредоточены по степи. Им просто не от кого заражаться.
Тем не менее, новое правительство Монголии, которое было сформировано в январе этого года, одной из первоочередных задач своей деятельности поставило именно борьбу с пандемией.
Чтобы предотвратить распространение инфекции, правительство ввело строгие меры изоляции с 11 по 23 февраля и с 10 по 25 апреля, которые затем были продлены до 8 мая. Во время изоляции каждому гражданину предоставили единовременное пособие в размере 300 тысяч тугриков (чуть больше 100 долларов) с целью предотвращения финансовых трудностей и защиты доходов домашних хозяйств.
О первом импортированном случае COVID-19 это азиатское государство сообщило в марте 2020 года, а первый случай местной передачи подтвердило лишь в ноябре прошлого года.
То есть до начала массового использования вакцин Монголия предотвращала распространение коронавируса среди населения в течение почти десяти месяцев.
Так зачем нужно было вакцинировать столько народа, если здесь практически и так никто не болел?
По оценкам местных экспертов, COVID-19 вызвал в стране в три раза больше экономических проблем, чем во время глобального финансового кризиса 2009 года. «Мы не смогли избежать этих страданий», - заявил глава кабмина Оюн-Эрдэнэ Лувсаннамсрай, добавив, что для спасения населения большое значение имеет оперативная массовая вакцинация.
Поэтому свежеиспеченное правительство поставило своей целью вакцинировать около 2 миллионов взрослого населения Монголии, и официально начало использовать вакцины с 23 февраля этого года.
Помимо прививок взрослым, с 15 июня здесь начали вакцинировать и подростков в возрасте от 16 лет и старше на добровольной основе, а детей в возрасте 12-15 лет с 28 июня – с согласия родителей и опекунов.
К середине лета в общей сложности 1 561 698 монголов, или 75,5 процента всех совершеннолетних, были, казалось бы, полностью защищены от COVID-19, по сообщению Министерства здравоохранения страны. Эта программа осуществлялась под девизом "За лето, свободное от ковида, давайте сделаем прививку".
В качестве основной меры по предотвращению заражения правительство приняло решение даже отложить в этом году традиционный Национальный фестиваль Наадам. Несмотря на более ранние планы организовать мероприятие без зрителей, Министерство здравоохранения и ученые пришли к выводу, что оно все равно соберет около 12 000 человек, что создаст риск заражения примерно для 3 000.
В целях популяризации вакцины каждому полностью привитому от коронавируса выплачивалась премия в размере 50 тысяч тугриков (17 долларов) для поддержки здоровья граждан, которые находились на карантине в течение нескольких месяцев.
Этот почин прокомментировал новый министр финансов Болдын Жавхлан: «В целях повышения иммунитета после второй дозы вакцин Минздрав планировал подготовить пакет витаминов для вакцинированных на сумму до 50 тыс.тугриков. Однако эту сумму решено выплатить гражданам наличными».
Официально Монголия открыла свои границы с 1 июня, что дало ее гражданам возможность выезжать в более чем 10 стран, включая Турцию, США, Объединенные Арабские Эмираты, Грецию, Таиланд, Индонезию, Бразилию, Египет и Индию.
Казалось бы, коронавирус побеждён. Однако что-то, как и в коллективно вакцинированном Израиле, вдруг пошло не так.
Почти сразу начался небывалый и необъяснимый рост заболеваемости на фоне роста привитого населения.
До вакцинации в день фиксировали по 30-40 случаев вируса при отсутствии смертей. К концу апреля, то есть через два месяца после начала вакцинации, отмечалось уже по тысяче случаев ежедневно. В мае произошел кратковременный спад, но затем начался еще больший рост, который не прекращается до сих пор.
Причины такого увеличения количества случаев заболеваний в Монголии, как и в Израиле, доподлинно не известны, но специалисты предполагают, что это может быть связано с занесением в страну после открытия границ штамма «дельта», имеющего принципиально иной способ репликации, что позволяет ему уходить от антител после вакцинации. Также, как утверждают, заражённые прuвuтые распространяют такое же большое количество вируса, как и непрuвитые, причём у прuвuтых болезнь может протекать бессимптомно, что делает их гораздо лучшими распространителями.
Доказано, что в первые две недели после первого укола наш иммунитет ослабевает, поэтому вероятность заразиться в этот период повышается в 2-3 раза. В любом случае сложно сказать, что нужно немедленно предпринять, чтобы уменьшить количество ежедневно заражаемых монголов.