Слово "довольно" употреблены дабы напомнить, что у правительства теоретически была возможность еще больше испортить нам жизнь. Например, ввести в стране особое положение — с запретом передвигаться на километр дальше своего жилища и с запретом покидать без острой необходимости пределы своей административной территории. Подобный локдаун год назад испытали на себе итальянцы, испанцы, китайцы… Блокпосты между городами и районами прошлой зимой выставлялись даже в Литве.
Наш локдаун был достаточно мягким, если не считать комендантского часа и определенных требований для работающих. В полночь с воскресенье на понедельник этот этап ограничений закончился, и можно уже подвести первые итоги. Глава минздрава Даниэлс Павлютс, комментируя завершение локдауна, вспомнил знаменитое высказывание Уинстона Черчилля, который в 1942 году произнес: "Это не начало конца, а конец начала". Иными словами, пока удалось выиграть только один бой, а не все сражение. Да, с медицинской — или, точнее, эпидемиологической точки зрения домоседство оказалось достаточно эффективным. По крайней мере удалось замедлить темпы распространения чрезвычайно заразного индийского штамма "дельта".
Не ширится и не растёт
Судите сами. За день до введения локдауна кумулятивная заболеваемость в расчете на 100 тысяч жителей за 14 дней составляла 1400 случаев, а спустя неделю локдауна, когда еще домоседство не могло дать результата, кумулятивная заболеваемость достигла 1737 случаев. Вчера же, по завершении локдауна, мы вышли на показатель месячной давности — 1101 случай. Нетрудно догадаться, что без жестких мер мы бы сегодня достигли уровня настоящей гуманитарной катастрофы в 4000–5000 заболевших в день. Уменьшение заболеваемости почти на 24% за две последние недели локдауна — это, согласитесь, неплохой результат.
Локдаун, а главное, введение требования обязательной вакцинации для нескольких многочисленных категорий работающих пробудило явно угасающий к октябрю процесс вакцинации. Сегодня первую дозу вакцины получили уже 75 процентов латвийцев в возрасте от 12 лет. Отсюда можно сделать вывод, что к концу декабря — началу января мы вполне можем выйти на показатель в 75–80 процентов полностью привитых латвийцев старше 12 лет.
Чёрный сценарий не сбылся
Локдаун позволил предотвратить самый черный сценарий, который нам рисовали эпидемиологи: 2500–3000 пациентов с ковидом в латвийских больницах. Если бы это случилось, то действительно пришлось бы срочно зазывать к себе иностранных медиков, а часть больных отправлять на лечение за границу.
Нынче же в стационарах находится чуть более 1300 больных ковидом. Это даже меньше первой критической отметки, которая была установлена на уровне 1500 больных.
Правда, локдаун, увы, не позволил уменьшить смертность от ковида. Во–первых, потому, что сейчас в тяжелом и очень тяжелом состоянии находятся те, кто заболел еще в самом начале локдауна, а во–вторых, из–за проблем со своевременным лечением или наблюдением на уровне семейных врачей.
Так или иначе, но можно считать, что с медицинской точки зрения локдаун оказался весьма успешным.
Ну очень дорого
Теперь о финансовых последствиях. Конечно, сумма убытков для экономики и госказны еще уточняется. Но уже сегодня можно сказать, что почти месяц локдауна будет стоить латвийский казне где–то, по самым скромным подсчетам, 180–220 миллионов евро.
В эту сумму входят как и недополученные налоги, так и та финансовая помощь, которую государство будет вынуждено оказать тем предпринимателям, чей бизнес были или ограничен, или вообще полностью остановлен. Поскольку и после локдауна отдельные виды бизнеса останутся под запретом или будут ограничены, то стоит ожидать и увеличения убытков казне.
Короткая память электората
О политических последствиях. Конечно, все без исключения правящие партии в ближайший месяц–другой потеряют в популярности, если вообще слово "популярность" уместно употреблять применительно к правительственным политическим силам. Однако и правящие политики хорошо помнят, что сеймовские выборы только через 11 месяцев и ситуация осенью следующего года может быть совсем иной, нежели в ноябре 2021–го. Прежде всего другой с эпидемиологической точки зрения.
Очевидно, что подавляющее большинство латвийцев к осени следующего года будут не только вакцинированы, но и ревакцинированы. Наверняка появятся и специальные медикаменты для эффективного лечения ковида. И на первый план для избирателей выйдут другие актуальные проблемы. Лишь незначительная часть избирателей обладает хорошей памятью и попытается на выборах отомстить политикам за "ковидные страдания". На этот мстительно–протестный электорат и нацелились несколько новоиспеченных партий.
Можно ли верить политикам?
"Мы больше не собираемся возвращаться к жестким ограничениям", — пообещал министр здоровья. Свежо придание… Можно ли верить нашим политикам? Вопрос из разряда риторических. У вируса свой рабочий график, и он нашему правительству, его планам не подчиняется. Где гарантия, что после 22 ноября, когда школы и другие учебные заведения возобновят очное обучение в полном объеме, заболеваемость снова резко не начнет расти? И тогда дней через 10–14 мы получим ситуацию, близкую к той, что предшествовала локдауну. И что дальше? А дальше мы можем получить второй локдаун аккурат на рождественско–новогодние праздники. Особенно если власти так и не решатся материально стимулировать вакцинацию прежде всего людей из группы риска.
Нет, конечно, мы надеемся на лучшее — на то, что охват вакцинирования будет настолько большим, что позволит предотвратить массовую госпитализацию.
В любом случае стоит признать, что введение локдауна было правильной мерой. Еще было бы лучше, если бы его ввели, как предлагали все эксперты, в начале октября.
Абик ЭЛКИН.