29 мая православная церковь чествует Феодора Освященного, жившего в Египте в IV веке. Известно, что его родители были состоятельными христианами, давшими сыну хорошее образование и мечтавшими о его карьере, связанной с наукой. У юноши были другие планы. Он мечтал стать учеником Пахомия Великого, о котором православные христиане вспоминают 28 мая. Планы удалось осуществить. Свою жизнь Феодор посвятил учению Христа.
Прозвище «освященный» он получил благодаря тому, что первым в обители был удостоен чина священника. После смерти Пахомия Великого Феодор начал управлять Тавеннисским монастырем. А позже возглавил все Фиваидские обители. Согласно писаниям, преподобный, доживший до глубокой старости, прославился способностью исцелять недуги. Дар чудотворения он получил от Бога за послушание и высочайшую преданность вере.
Народный календарь: Федор Житник
Праздник, посвященный преподобному Феодору, именовали на свой лад – Федором Житником. Житом наши предки называли злаковые культуры. 29 мая (16 мая по старому стилю) был последним днем, когда крестьяне могли заниматься их посевом. «У Житника забота – ячменное поле заборонить», – говорили в старину.
Федор Житник: что можно делать
Утро начинали с церкви, где зажигали свечи, обращались к Богу и святым, почитаемым в этот день. К святому Феодору за помощью приходят люди, страдающие всевозможными болезнями. Он помогает преодолеть скорбь, печаль, трудности, связанные с бытом.
Считается, что святой способствует избавлению от головных болей. Это связано с тем, что Феодор Освященный в юности сам страдал этим недугом. Поскольку народный праздник связан с посевом жита, крестьяне просили преподобного Феодора Освященного о хорошем урожае.
Чтобы дом был полной чашей, а удача и благополучие не покидали семью, в этот день полагалось приготовить кашу. Чаще всего хозяйки подавали гречку, ячмень, овес или пшено. Присутствие каши на столе было хорошим знаком.
На Федора Житника девушки и женщины занимались заготовкой цветов рябины, которая, как правило, к этому времени успевала покрыться гроздьями белых цветков. Сырье сначала сушили, а потом раскладывали в льняные мешочки. Растением, пахнущим горьким миндалем, лечили простуду. Его использовали при упадке сил, болях в голове и желудке.
Федор Житник: народные приметы
Федор Житник может подсказать, какими будут лето, осень, ближайшие дни и стоит ли ждать хорошего урожая. Надо только внимательнее оглядеться вокруг. Крестьяне знали:
Если отцвела черемуха – холод остался позади.
Если в этот день светит яркое солнце – летом будет жарко.
Если слышен гром – можно рассчитывать на отличный урожай зерновых.
Если к Житнику рябина не успела покрыться белыми цветами – осень будет сухой.
Если продолжает цвести сирень – летом будет много ягод и грибов.
Многие люди и сейчас обращают внимание на приметы, понимая, что их совсем не случайно передавали из поколения в поколение.
Федор Житник: что нельзя делать
В народе говорили, что Федор Житник – один из самых несчастливых дней в году. Поэтому с особым вниманием относились к запретам. К примеру, знали, что если на Федора Житника не задобрить домового, он обидится и перестанет защищать хозяев от злых духов. Для домового обязательно оставляли кашу, не забыв сдобрить ее коровьим маслом и сметаной.
Поскольку в это время начинали готовиться к свадьбам, многие запреты касались этой темы. На Федора Житника запрещали:
Примерять обручальные кольца родителей – жизнь превратится в череду обманов. Сын начнет обманывать мать, супруга – мужа, а семейным конфликтам не будет конца.
Надевать одинаковые платья подружкам невесты – будущий супруг станет изменять жене.
Заплетать косы – можно надолго остаться без жениха.
Существовали запреты, связанные с остатками еды. Если ее не отдать птицам или домашним животным, можно обречь себя на голод и нищету.
На Федора Житника запрещали пользоваться ложками. Сложно представить, как при этом можно съесть кашу, но, как говорится, слов из песни не выкинешь. Согласно преданиям, такой запрет существовал.
Приметы и поверья – неотъемлемая часть любого народного праздника. Верить им или нет, каждый решит сам. Но знать, чему радовались наши предки, а чего опасались, наверное, никому не помешает.