Что же происходит с законом, который призван ограничивать аппетиты землевладельцев? Он продвигается, но с трудом.
Новости пока такие: закон, защищающий простых латвийцев, завис в минюсте еще как минимум на три месяца. Для того чтобы найти решение, позволяющее прекратить в Латвии раздельную собственность на землю и строения на ней, предстоит создать экспертную рабочую группу под эгидой минюста. Таково постановление подкомиссии по правовой политике при юридической комиссии сейма. На разработку идей комиссии дали время до мая, сообщает пресс–служба парламента.
Председатель подкомиссии Инесе Либиня–Эгнере констатировала при этом очевидное: поскольку признано необходимым изменить способы прекращения раздельной собственности на дома и землю под ними, а также усовершенствовать их в соответствии с современной ситуацией, проблему нужно решать.
Упомянула депутат и предположительно "нечестную практику", в которой жертвы "баронов" их обвиняют. Подкомиссия обратила внимание на сообщения об этом, указывает Либиня–Эгнере.
Представитель Земельной службы на заседании, в свою очередь, сообщила, что в стране сравнительно много объектов недвижимости с раздельной собственностью — порядка 31 000, и большинство их находится в Риге.
Комиссия обсудила различные возможности усовершенствовать законодательство, в том числе предусмотреть для многоквартирного дома возможность раздела придомового участка земли на идеальные поквартирные доли.
Депутаты поддержали предложенный минюстом срок работы экспертной группы — три месяца. Следующее заседание подкомиссии по этому вопросу запланировано на май.
Законы обещают принять в этом году
Руководитель отдела общих гражданских отношений Занда Стара в разговоре с нами выразила надежду, что закон все же примут в этом году.
— Сейчас в минюсте в стадии разработки находится закон о регулировании отношений принудительной аренды. Мы очень надеемся, что он будет принят в течение нынешнего года и вступит в силу с 1 января следующего года, — пояснила нам Занда Стара.
Этот закон очень сложный, в нем много схем, в том числе и применения налогов — НДС и налога на недвижимость, поэтому даже в кабмине трудно его согласовать. Он касается почти каждого министерства, участвуют также общественные организации, у каждой свое мнение и возражения, поэтому идет не так быстро, как мы рассчитывали в прошлом году. Но в феврале у нас запланировано несколько собраний, где будут согласовываться предложения. Весной мы надеемся отправить законопроект в Кабинет министров, а затем уже в сейм, поясняет представитель минюста.
Кроме того, готовится проект, который закрепляет арендную плату на уровне 4% от кадастровой стоимости. Как мы помним, два года назад суд Сатверсме отменил постепенное понижение арендной платы, дав законодателям время разработать более качественный закон. Г–жа Стара говорит, что именно этот порог — 4% — был принят после тщательного анализа судебной практики и мнений разных сторон.
— Нам кажется, что это будет справедливым балансом интересов землевладельцев и квартировладельцев. Будем смотреть, устраивает ли это обе стороны, потому что суд Сатверсме указал: нужно учитывать интересы обеих сторон.
"Просто бизнес"
Живущих в многоквартирных домах на чужой земле до сих пор возмущает, как о ситуации, в которой они оказались, отзываются сами землевладельцы. Год назад в эфире ток–шоу "Точки над i" LTV7 выступил юрист, представитель землевладельцев Нормунд Шлитке, который рассказал о своей деятельности.
"Мы занимаемся бизнесом. И не отрицаем этого", — заявил Шлитке. На принадлежащей его клиентам земле находится примерно пятая часть жилых домов страны. В эфире программы он рассказал, как и за сколько один из его клиентов — компания PilsEtas zemes dienests — приобрела первый земельный участок, а также прокомментировал, насколько выгоден этот бизнес.
Шлитке рассказал, что первым участком, приобретенным компанией PilsEtas zemes dienests, стала земля по адресу: Кр. Валдемара, 145–1, в Риге.
"Это был целый квартал", — пояснил он, отметив, что земля была куплена у ее владельца. Тот, по словам Шлитке, сперва предложил выкупить ее владельцам квартир. Согласились не все.
"Два дома полностью выкупили землю. Часть — поквартирно, еще два дома наотрез отказались покупать", — пояснил он, отметив, что они могли это сделать за треть от кадастровой стоимости — примерно по сотне латов с квартиры.
"Если мне не изменяет память, землю на Валдемара мы купили в 2004 году за 12 тыс. латов. Хозяин предлагал ее выкупить жильцам, но те отказывались. Тогда выкупили мы, а за это нам теперь выдвигаются претензии", — заявил Шлитке.
Он признал, что, по его мнению, за годы владения земельными участками компания на них неплохо заработала, но размер сумм называть не стал. "Если бы купили сельскую землю или лес, было бы еще больше. И еще бы больше заработали, если бы купили золото", — сказал Шлитке.
Это интервью жильцы домов на хозяйской земле периодически вспоминают, чтобы выразить свою точку зрения.
Забыли добавить: "нечестный"
В социальной сети слова Шлитке до сих пор вызывают бурю негативных эмоций. На днях активисты снова начали его эмоциональное обсуждение. Жители хозяйских домов регулярно напоминают: их дома выкупали тихо, никому не сообщая, ничего не предлагая жителям. Хотя должны были это сделать по закону.
Ингрида пишет: "К слову "бизнес" забыли добавить "нечестный". Часть людей именно из–за таких "бизнесменов" покидает страну, где моральные ценности больше не ценности, потому что на первом месте деньги. Все равно, как их получить! Главное, чтобы было много. Потому что за них можно купить все. Даже закон".
Юрис удивляется: "Оказывается, мне в свое время за 100 латов землю предлагали. Нормальный кадр… Если бы все было так красиво и честно, как расписано, тогда не было бы всей этой свары!"
Линда соглашается: "Не верю, что предлагали выкупить землю жителям!"
Байба подтверждает: "О том, что у земли под нашим домом другой владелец, мы узнали в январе 2017 года, хотя землю перекупили еще в сентябре 2003 года!"
Александр, в свою очередь, отмечает: "Признают, что бизнес, а на судах апеллируют к Гражданскому закону и сроку давности 10 лет, тогда как по коммерческому только 3 года срок давности".
В других дискуссиях группы жители также возмущаются: "У землевладельцев нет никаких обязанностей взамен арендной платы за исключением одной: собирать деньги. Печально", — пишет Инита.
Николай КУДРЯВЦЕВ.