Осуществлявшиеся с нарушениями финансовые операции с привлечением средств структурных фондов ЕС и Фонда выравнивания предполагается отнести на счет бюджетных расходов.
Информация о том, что денежные расчеты при утеплении домов идут не всегда корректно, поступила в правительство в результате проверки департаментом ревизии европейских фондов Министерства финансов. "При мероприятии были констатированы нарушения нормативных актов", — признает Министерство экономики и дает развернутую картину:
"В настоящий момент Altum принял 73 решения о несоответственно проведенных расходах и применении финансовой коррекции в 67 проектах на общее финансирование в размере 293 657,33 EUR. Размер финансовой коррекции в процентном измерении колеблется от 2% до 25%. Наименьшая финансовая коррекция — 118,75 EUR, в свою очередь, наибольшая финансовая коррекция — 70 705,20 EUR. Оценивая индикационно применимый объем финансовой коррекции на одну квартиру, допуская, что средняя площадь одной квартиры 46 кв. м, подсчитано, что средняя финансовая коррекция, применимая для одной квартиры, — 60,68 EUR, наименьшая коррекция, взыскиваемая с одной квартиры, — 2,07 EUR, в свою очередь, наибольшая — 1038,90 EUR".
Министерство экономики тем не менее заключило, что "с точки зрения целесообразности процесс обеспечения возврата несоизмеримо дороже (невыгодней для государства), чем ожидаемая выгода. Несмотря на констатированные нарушения в процессе закупок, не объединяя услуги проектирования и авторского надзора или необоснованно удлиняя сроки строительства, цели повышения энергоэффективности достигнуты. Altum представил оценку технической документации энергоэффективности и обеспечил надзор за проектом. В среднем экономия тепловой энергии в проектах, где констатированы несоответственно проведенные расходы, составляет 49%".
Ко всему прочему ведомство Яниса Витенбергса получило от Латвийской ассоциации домоуправов и хозяйственников (LNPAA) подтверждение, что утепление есть "государственно важная программа, направленная на обустройство жилого фонда Латвии, решающая уменьшение потребления энергии, улучшающая качество жизни населения и позитивно влияющая на экономику государства через строительную отрасль". Думая по–государственному, считает LNPAA, "нельзя допустить наказание владельцев квартир за формальные нарушения, если был достигнут главный результат".
Безусловно, минэкономики проявило немыслимую гуманность — не стало взыскивать деньги с жильцов. Как будто деньги из еврофондов они перерасходовали сами, поквартирно заключая сделки с осуществлявшими работу юридическими лицами. На самом же деле указанные суммы не просто растворились в неизвестности, но попали в карманы определенных представителей строительного бизнеса. Каких именно? Это господин Витенбергс предпочел не искать, списав все за общий счет налогоплательщиков Латвии.
И ещё. При утеплении здания 1976 г. постройки общей площадью 4993 кв. м, обещавшем понизить расходы на энергию на 57%, было перерасходовано 31 908 евро 89 центов, что для одной квартиры составило бы "коррекцию" в 293 евро 97 центов.
Николай КАБАНОВ