Для кого они строят?
Нынешний кризис не лишил одномоментно всех денег, как это было 10 лет назад, а первое, о чем думает латвийский человек, когда поднакопил немного средств - это как улучшить свои жилищные условия.
Иногда в интернете до сих пор можно встретить такие комментарии: «Ну для кого они все это строят? Жителей ведь в стране больше не становится, населения с каждым годом все меньше. Кто будет жить в этих новостройках?»
Это неправильный логический подход. Он учитывает только количественные показатели, но игнорирует качественные. Население страны живет в крайне стесненных обстоятельствах. Вокруг Риги придется застроить все пустыри, чтобы расселить ютящихся на своих скромных квадратных метрах жителей, не желающих делить быт с мамами-папами и бабушками-дедушками. И в последнее время этот процесс идет довольно споро благодаря государственной программе гарантий для молодых семей, желающих обзавестись своим жильем. Вот для этих людей и растут новые многоэтажки в пригородах столицы. Те же, кто побогаче, строят свои собственные дома. И тоже недалеко от Риги.
Не забалуешь
Пока же нам еще очень далеко до европейских стандартов. Так, информационное агентство Deutsche Welle недавно сообщало о том, что наибольшей жилплощадью на человека обладают в сегодняшней ФРГ пенсионеры: на каждого приходится в среднем 60 кв. метров. В значительной мере это связано с неуклонным ростом числа домашних хозяйств, состоящих из одного человека. Их доля выросла в объединенной Германии с 1990 года по 2018 год с 34% до 42%. В таких хозяйствах нередко проживают в одиночку пожилые люди.
Средний же размер квартиры в Германии - 100 квадратных метров. О таких хоромах в Латвии могут только мечтать. Латвийское Центральное статистическое управление не дает цифры, сколько метров приходится на человека в нашей стране, но известно, что средняя площадь жилья в Латвии составляет 70,6 кв. метров. При этом мы знаем, что средний размер домохозяйства в стране - 2,28 человека. Таким образом, получается, что на одного жителя страны приходится лишь 30,9 кв. метров жилья. Не забалуешь, однако.
Но и это уже не так плохо, как было раньше. В 2007 году на одну семью в Латвии приходилось лишь 60,1 кв. метров. Да, вероятно, на этот рост жилплощади на душу населения повлиял отток народа за рубеж, особенно сильный в кризисные 2008-2010 годы. Но вместе с тем и стоимость домов и квартир за это время тоже выросла весьма существенно.
Семья - это я
На жилищные условия населения Латвии влияет и снижение рождаемости вкупе с «новыми семейными ценностями». Нравятся они нам или нет, но патриархальный уклад уходит в прошлое, ячейки общества становятся все более «разнообразными» и все более маленькими.
Хотя жители страны вроде бы придерживаются весьма консервативных взглядов на семейную жизнь (в стране, например, не существует официально никаких видов «голубых» браков и трудно представить, когда они здесь могут появиться), на самом деле структура семейных отношений в ЛР уже довольно близко подобралась к скандинавским моделям.
Так, по данным латвийского ЦСУ, в 2016 году 30,8% всех домохозяйств состояли из одного человека! В городе эта цифра достигает 32,9%, на селе - 25,8%. Одиночки ? самый распространенный тип семьи (если, конечно, это слово здесь уместно) в Латвии.
Домохозяйства из двух человек составляют в Латвии 30,5% от всех семей, в 18,7% домохозяйств живут три человека. Семьи из четырех членов - только 12,6%, и, наконец, совсем редко встречаются домохозяйства, состоящие из пяти и более персон - 7,3%.
Что еще более печально, так это тот факт, что число одиночек только растет. По информации ЦСУ Латвии, от года к году домохозяйств с одним членом семьи становится все больше. Так, в 2005 году таких семей было 25,1%, семей из двух человек было 29,7%, по три человека на домохозяйство приходилось в 21,6% семей, по четыре - в 14,5%, пять и более - 9,1%.
Вожделенные метры
Другое важное отличие латвийского рынка жилья, если сравнивать его с Западной Европой, это тот факт, что у нас процент населения, проживающего в своем собственном жилье, весьма высок. В Латвии в своих квартирах и домах проживает чуть более 80% населения. В той же Германии - чуть более половины.
Жить в съемной квартире хорошо для молодежи, делающей карьеру, - свое жилье не привязывает к конкретному месту. Люди следуют туда, где больше высокооплачиваемых рабочих мест. Но у пожилых доходы обычно снижаются, и съемное жилье становится непосильным грузом, тогда как мобильность уже теряет свое значение.
Наибольшая доля населения, владеющего своими квадратными метрами в 2016 году, по данным «Евростата», была зарегистрирована в Румынии (где 96% были владельцами), в Литве (90,3%), Хорватии (90,1%), Словакии (89,5%) и Венгрии (86,3%). Заметим - все это Восточная Европа, где люди стали собственниками некогда государственного жилья, не прилагая к этому особых усилий.
На противоположном конце этой шкалы - богатые страны Запада. Так, немногим более половины населения принадлежат их жилища в Германии (51,7%) и Австрии (55,0%), в Дании - 62%, в Великобритании - 63,4%, во Франции - 64,9%, в Швеции - 65,2%.
Во многих из этих стран свое жилье считается довольно тяжелой обузой. Налоги на недвижимость велики, требуются дорогостоящие ремонты и прочие расходы. Не все могут их потянуть, да многие и не хотят. Развитый рынок съемного жилья позволяет не обременять себя лишними тратами.
Возможно, со временем к этому придет и население Латвии. Но пока свое жилье ? заветная мечта любого, у кого нет своих метров. Для этих людей и строятся дома в рижских предместьях.
Григорий АНТОНОВ.