Ранее Липман заявлял, что его компания готова производить вакцину от коронавируса, однако, как можно догадаться, латвийские ученые ничего не изобрели.
"Когда полгода назад латвийские ученые заявили, что готовы разработать вакцину от коронавируса, меня это не только удивило, а поразило. К сожалению, мое недоверие оправдалось: наши ученые вакцину от COVID-19 так и не изобрели, соответственно, нашему концерну нечего производить, хотя мы, конечно, были бы готовы это делать. А зарубежные вакцины нам никто производить не даст", - сказал Липман.
Он пояснил: в Латвии за последние 30 лет не было придумано ни одного нового лекарства, ни одной вакцины.
"Задача создавать новые медикаменты и вакцины стоит главным образом перед Институтом органического синтеза. Так вот, сотрудники этого института, в отличие от своих коллег из Беларуси, которые за последние несколько лет создали пять оригинальных онкологических препаратов, ничего не изобрели: ни лекарства от рака, ни каких-либо других лекарств", - сказал Липман.
По его мнению, такая плачевная ситуация обусловлена нехваткой ученых.
"Видимо, количество ученых, которые остались в Латвии, недостаточно велико, чтобы они могли создать медикамент с нуля. Тридцать лет назад над созданием препарата милдронат работало 12 латвийских ученых. Из них в Латвии остались всего два человека, остальные давно переехали за рубеж. Почему умнейшие люди бегут из нашей страны? Это вопрос работы нашего правительства", - сказал Липман.
Сам бизнесмен не жалуется на положение дел в его компании: оборот концерна Grindeks за первое полугодие 2021 года увеличился на 22%, по сравнению с первым полугодием 2020 года, в связи с увеличением спроса на лекарства, которые облегчают симптомы коронавируса и улучшают состояние здоровья после перенесенной болезни.
"А после того, как в СМИ прозвучало мнение какого-то врача, что при заболевании коронавирусом нужно принимать парацетамол, а не ибуметин, невероятно вырос спрос на этот препарат. (…) Мы начали производить в три раза больше парацетамола, чем в 2019 году до пандемии", - рассказал Липман.
Говоря в целом о фармацевтическом рынке Латвии и появлении новых лекарств, которые очень ждут некоторые пациенты, Липман посетовал: государство вообще не интересуется фармакологической отраслью.
Производство вакцины от COVID-19 на фармацевтическом заводе Биннофарм - Sputnik Латвия, 1920, 14.03.2021
Глава правления Grindeks оценил перспективу производства вакцин от COVID-19 в Латвии
"Вполне возможно, что сотрудники министерства здравоохранения не знают, каких медикаментов не хватает латвийцам, что востребовано, а что - нет. (…) Ни один министр здравоохранения, включая Илзе Винькеле и Даниэля Павлютса, не разговаривал со мной о производстве лекарств. Возможно, они даже не знают о том, что в Латвии вообще не производят новые медикаменты, либо этот вопрос не казался им актуальным", - сказал Липман.
Что касается высоких цен на многие препараты – тут Липман винит компании оптовой торговли.
"Здесь я вынужден вновь обратить ваше внимание на латвийских министров здравоохранения, которые у нас были все эти годы. Возьмем, к примеру, госпожу Винькеле. Я много раз предлагал ей ознакомиться с ценами, по которым мы продаем медикаменты оптовикам, и сравнить их с ценами в аптеках. Если бы она ознакомилась с нашими базовыми ценами, то увидела бы, что высокая стоимость лекарств - это целиком "заслуга" предприятий по оптовым закупкам медикаментов и аптек.
Приведу в пример тот самый милдронат. Какое-то время назад мы продали оптовому предприятию по закупке лекарств REFARM препарат милдронат по цене около 7 евро, причем в ущерб нашему обычному интересу. А в аптеке, которая принадлежит тому же REFARM, этот же препарат продавался за 13,70 евро. Когда мы начали всем об этом рассказывать, цена на милдронат в аптеке была снижена до 10 с чем-то евро. Вот такой вот бизнес. А люди думают, что это производители медикаментов настолько жадные, что ставят высокие цены на лекарства", - заключил бизнесмен.