Рынок движется и не движется...
Главные выводы — коронавирус практически не изменил общего количества сделок: в 2019 году их было 53 870, а в 2020-м — 53 730. Однако наблюдались значительные колебания: «Их вызывали общее снижение экономической активности в государстве вследствие пандемии, смятение населения, которое, в свою очередь, проявлялось в выжидательной позиции покупателей и продавцов. К тому же в силу объявленной чрезвычайной ситуации был затруднен процесс регистрации собственности, что вызвало перестройку деятельности Земельной книги — клиенты не обслуживались очно».
Представленный ведомством Яниса Борданса (Новая консервативная партия) график активности на рынке подтверждает, что абсолютный минимум по числу ежемесячных продаж — менее 3500 — был в апреле прошлого года во время первого локдауна. Зато в марте текущего года был достигнут максимум примерно в 5700 операций, что превысило все месячные показатели с января 2017 года! Затем последовало новое снижение, но плавное.
В 2020 году иностранцы оказывали меньшее влияние на куплю-продажу собственности, «чему, вероятнее всего, содействовали на время введенные условия путешествий и пересечения государственной границы...» В целом в прошлом году количество сделок с участием зарубежных клиентов сократилось на 18%, однако все отыграли в текущем году: прирост составил 24%, что вплотную приблизилось к показателям доковидного 2019-го.
Всё выше, и выше, и выше
Ценовое ралли на рынке недвижимости началось с июня 2020 года и продолжается по сей день. Если взять за основу январь 2017 года, то за 4,5 года цены выросли на 40%. Единственным коротким периодом отката была весна прошлого года. В документе минюста отмечается «быстрый прирост цен на частные дома площадью 80-150 кв. м» в окрестностях Риги. Самыми активными зонами купли-продажи называются Адажский, Кекавский, Марупский, Ропажский края. Несколько менее активны сделки в Олайнском, Саласпилсском, Сигулдском и Саулкрастском краях.
Причиной тому называются «созданные пандемией Covid-19 новые обстоятельства — спрос на дополнительные площади в жилом помещении и желание уклониться от больших потоков людей».
Аналогичные тенденции повышенного спроса на особняки — правда, в меньшей степени — наблюдались по всей территории Латвии, за исключением Латгалии, где они даже несколько подешевели.
«Спрос на частные дома создал рост цен, к тому же со все еще сравнительно доступными условиями кредитования жилья коммерческими банками жители готовы за частные дома платить большую цену сделки», — констатирует минюст. А вот количество сделок по квартирам серьезно сократилось, в особенности в региональных центрах: Лиепае, Валмиере, Даугавпилсе, Екабпилсе. Максимальное количество квартирных операций — более 2,2 тысячи, зафиксированное в августе 2021 года, так и не достигло максимума до пандемии в апреле 2019 года — около 2,4 тысячи. Зато больше стали реализовывать жилья в Огре и Елгаве, что логично, учитывая их близость к столице.
Средняя цена квадратного метра в серийной квартире в Риге к августу 2021 года достигла 950 евро.
Если же оценивать новые проекты, то за «квадрат» ныне берут более чем вдвое дороже — около 1975 евро, и это абсолютный максимум с января 2019 года. Надо полагать, счастливы ныне те, кто купил новострой в упадочный май 2020 года, тогда за метр просили 1650 евро.
Заверните кусок леса
«Пандемия не повлияла на число сделок с землями сельской группы», — отмечается в документе минюста. «Без резких колебаний» торгуются объекты в провинции, причем, что интересно, ранее неликвидная Латгалия — в топе. «В основе — большое количество сделок с лесной землей или с большим удельным весом леса... В свою очередь наименьшее количество сделок наблюдается в Земгальском регионе, где есть очень высокий спрос, но при этом малое предложение».
Лес интересует покупателей, понятное дело, с целью скорейшей вырубки — в нынешней конъюнктуре лихорадочного строительства на «вертолетных» деньгах антикризисного пакета древесина превратилась в зеленое золото.
Определенным индикатором народного хозяйства в целом служит и количество операций с коммерческой недвижимостью. Если верить показателям минюста, то в Латвии все активнее покупают/продают и офисы (несмотря на удаленку!), и гостиницы, и предприятия общепита. По данным на февраль 2021 года, общее число сделок превышало аналогичный показатель доковидного 2019 года. А вот операции с производственными объектами резко сократились: с 45 в июле 2021 года, до 10 — в августе. Министр Борданс обещает продолжать мониторинг.
Николай КАБАНОВ.