Он также отметил, что хотя это и вызовет некоторые проблемы, такие как большой рост безработицы, нет оснований выжидать.
"Главных точек отсчета две. Первая - это окончание войны или затянувшееся преремирие. Вторая - геополитические амбиции России. Это и будет определять динамику в ближайшем будущем. Если эти вещи существенно не изменятся, можно рассчитывать только на одно: торговые связи с Россией будут разорваны. В этом случае на восточной границе Латвии будет существенный забор и торговые и финансовые потоки через него будут минимальны", - сказал Казакс.
Хотя торговые связи Латвии с Россией с каждым годом сокращаются, есть компании, которые пострадают. Кроме того, те латвийские компании, которые торговали с Россией, делали это в концентрированном, значительном объеме, и большая часть их оборота связана с этим рынком, признал Казакс. Со стороны государства основная поддержка, которую надо оказать таким компаниям, должна заключаться в том, чтобы помочь им найти другие экспортные рынки. В свою очередь, компенсировать потери в России не очень выгодно, потому что это не временно и этот бизнес не восстановится еще очень долго.
«Да, в некоторых случаях сокращение производства на этих предприятиях может увеличить безработицу. Однако безработица в Латвии относительно низкая, и главный вопрос заключается в навыках и способности этих работников найти работу в других секторах, на других предприятиях. Нехватка квалифицированных работников в Латвии по-прежнему остра, и когда в одних компаниях заканчиваются рабочие места, они появляются в других. С другой стороны, государство должно серьезно отнестись к вопросу навыков и обучения, чтобы у людей были навыки, необходимые им на рынке труда. Сегодня нет оснований ожидать огромного роста безработицы», - сказал глава Банка Латвии.
Он признал, что ожидаются проблемы с поставками сырья, такого как металл и древесина.
«Рост цен будет до тех пор, пока компании не найдут других поставщиков. Но это следствие вторжения России в Украину, и это долгосрочные последствия. Мир уже не будет таким, каким он был 23 февраля. Геополитическая и экономическая ситуация существенно изменилась. Российский рынок в ближайшие годы переживет очень глубокую рецессию и глубина рецессии будет зависеть исключительно от выбора России - воевать на Украине или нет», — подчеркнул Казакс.
Он признал, что это не означает, что экономика России рухнет. Со временем она переориентируется, и уже после Крыма был предпринят ряд мер для снижения своей уязвимости, например, Россия создала систему межбанковской коммуникации в качестве альтернативы SWIFT. Со временем интеграция с Китаем станет более тесной. Однако изоляция от западных технологий и финансовых рынков означает, что после кризиса рост будет намного слабее. Поэтому потенциал российского рынка будет намного ниже, чем он был до вторжения в Украину, прогнозирует глава Банка Латвии.