После ослабления ковид-ограничений появилась надежда на стабилизацию, однако случилось то, чего никто по-настоящему не ожидал: настоящая война здесь, в Европе, которая уже потрясла большую часть мира не только эмоционально, но и экономически.
Последствия геополитической ситуации обязательно будут ощущаться в долгосрочной перспективе, в том числе и на рынке недвижимости, по которому вновь нанесен удар, на этот раз особенно болезненный, считает эксперт Марекс Клявиньш.
Что дальше будет происходить на стройках Латвии?
* Во-первых, необходимо учитывать, что вырастут цены на все строительные материалы. В основном на металл и те, для производства которых требуются большие энергоресурсы, такие как бетон и заполнители. А рост цен на нефть приведет к удорожанию битумных и пластмассовых изделий. Рост цен на нефть и топливо отразится и на ценах на другие строительные материалы, поскольку их поставки однозначно подорожают.
Вернутся ли когда-нибудь эти цены на прежний уровень? Маловероятно. Украина, Россия и Беларусь уже много лет являются активными экспортерами строительных материалов, но сейчас эти рынки закрыты. Хотя переориентация на новые цепочки поставок может произойти довольно быстро, они, безусловно, не будут ни самыми рентабельными, ни самыми эффективными.
* Во-вторых, рынок недвижимости сейчас находится в выжидательной позиции. Есть застройщики, которые приостановили проекты и принятие новых бронирований или вообще сняли продукты с продажи.
«Заморозка» планов развития может привести к тому, что в ближайшее время нехватка нового жилья станет еще более выраженной, если не критической. При этом уже сейчас наблюдается рост цен на жилье в стадии планирования и строительства – застройщики понимают, что продать построенное по ранее предполагаемой стоимости уже не получится.
* В-третьих, в настоящее время существует большая неопределенность для тех, кто планировал или продолжает планировать покупку нового жилья. Рост цен на жилье будет неизбежен, пока текущая ситуация не стабилизируется. Это произойдет не завтра и не послезавтра, потому что рынки в России и Белоруссии так быстро не откроются, а для восстановления поврежденной инфраструктуры в самой Украине потребуется огромное количество ресурсов, так что влияние будет ощущаться в долгосрочной перспективе.
Некоторое влияние может оказать и большой наплыв украинских беженцев, что еще сильнее повлияет на соотношение спроса и предложения на рынке. По мере сокращения количества жилья на рынке цены на оставшиеся новостройки будут расти еще больше, потому что выбирать будет просто не из чего, и в связи с этим возникает вопрос: смогут ли вообще люди со средним достатком позволить себе такое жилье?
Также следует учитывать, что растут не только цены на жилье, но и связанные с этим ежемесячные расходы. По данным Центрального статистического управления, средний уровень потребительских цен в феврале текущего года вырос на 8,7% по сравнению с февралем прошлого года, а инфляция продолжает резко расти. Однако, на мой взгляд, количество нового жилья на рынке будет сокращаться гораздо быстрее, чем способность населения его покупать.
* В-четвертых, несмотря на то, что под влиянием существующей ситуации цены на жилье растут и, вероятнее всего, будут продолжать расти, в настоящее время банки по-прежнему предоставляют софинансирование, по крайней мере, в сегменте доступного жилья. Это хорошая новость, хотя в то же время нельзя исключать, что в ближайшее время может увеличиться сумма первоначального взноса, необходимого для покупки жилья.
Еще более важными станут госпрограммы поддержки Altum. Правительству и ответственным министерствам следует расширить эти программы или создать новые механизмы для стимулирования способности граждан приобретать жилье.
Понятно, что 2022 год мы проведем под знаком неопределенной и напряженной геополитической ситуации и стремительно растущей инфляции. Мы уже сейчас видим, что это затрагивает всех и что последствия будут ощущаться еще долго. В сфере недвижимости нас также ждут новые вызовы, на этот раз непредсказуемые.