С рекордно высокой инфляцией столкнулось нынче большинство стран Евросоюза. И как реакция — Еврокомиссия готовится внедрить директиву о минимальной заработной плате. Нет, это вовсе не значит, что завтра к обеду в Латвии, Эстонии или Болгарии будет такая же минималка, что в Германии или Австрии. Но все страны ЕС принудят к тому, чтобы все-таки минимальная зарплата отвечала хоть каким-то стандартам.
Латвийские власти, памятуя о выборах, поспешили устами главы минблага Гатиса Эглитиса, отрапортовать о намерении со следующего года поднять минималку до 50% от средней заработной платы в стране.
«В цифрах это означает, что вместо 500 евро на бумаге, как сейчас, латвийцы смогут рассчитывать примерно на 640 евро до уплаты налогов, - говорит бывший член правления предприятия Ldz-Cargo, а ныне присяжный адвокат Александр Казачков. - На первый взгляд – дело хорошее. Наконец, власти озаботились положением людей с низкими доходами, которым на фоне тотального подорожания всего и вся (газа, топлива, электричества, продуктов, коммуналки и прочего) выживать все сложнее.
Да и минималка у нас, действительно: слезы. Если в Германии это 1557 евро, а во Франции – 1521 евро, то мы отстаем даже от соседей по региону. В Эстонии минимальная зарплата 654 евро, в Литве – 730, а у нас лишь 500. Хуже лишь в Болгарии (332 евро).
Однако это как раз тот случай, когда обещание министра благосостояния, что называется, оторвано от жизни и является скорее популистским. Ведь можно провозгласить любую минимальную зарплату — хоть 2000 евро, как в Швейцарии. Вопрос в том, сможет ли бизнес такие расходы потянуть! Особенно учитывая очень высокие в Латвии налоги на труд, резкое удорожание энергоресурсов и других расходов, которые легли на плечи предпринимателя. Отсюда вывод: компании будут, как это всегда и происходило, искать способы, как все-таки уменьшить доходы работников. Иначе бизнесу не выжить и в конечном итоге сами работники останутся на улице».
А. Казачков обращает внимание на недавнее заявление профессора SSE Riga и директора Центра устойчивого бизнеса Арниса Сауки о том, что объем теневой экономики в Латвии уже составляет более 25,5%, или около 2,7 млрд евро! Очевидно, что резкое повышение минималки (а не необлагаемого минимума!) только увеличит этот объем теневой экономики. Кроме того, работодатели будут стараться перевести работника на неполную ставку, на полставки и т. п.
По мнению адвоката и управленца с большим стажем, не исключено, что инициаторами повышения минималки движет вовсе не забота об уровне жизни наемных работников.
«Дело в том, что повышение минималки увязано с финансированием латвийских партий. Не случайно, едва депутаты Юрис Пуце ("Для развития/За!"), Юрис Юрашс (Новая консервативная партия) и Райвис Дзинтарс (Национальное объединение) подали законопроект, предлагающий привязать выплаты партиям к размеру минимальной зарплаты, как Сейм тут же его принял большинством голосов. В законе же определено, что партиям, за которые на последних выборах в Сейм проголосовало более 2% избирателей, будет выделено финансирование в размере 0,9% от минимальной месячной зарплаты за каждый полученный голос. Также планируется выделять 0,1% от минимальной зарплаты за каждый голос на выборах в думы самоуправлений и 0,1% – за каждый голос на выборах в Европарламент. А партия, за которую на последних выборах в Сейм проголосовало более 5% избирателей, получит государственное финансирование в размере 200 минимальных заработных плат.
Сегодня партии, набравшие на выборах более 2 % голосов, делят между собой 16 миллионов евро. А с нового года сумма станет еще солидней. Но народу эту простую формулу — чем выше минималка, тем больше денег у партий — стараются не афишировать. Иначе придется признать, что латвийских налогоплательщиков просто хотят в очередной раз обобрать», - заключил А. Казачков.