Энергетическая политика в Латвии находится на рудиментарном уровне, а государственные решения порой принимались в пользу компаний, связанных с Россией, уверены именитые экономисты.
Зависимость и независимость
Президент Объединения экономистов Оярс Кехрис сказал, что несмотря на то что в Латвии есть весьма опытная семья энергетиков, особенно в сфере производства электричества, на национальную политику в этой сфере оказывало влияние газовое лобби, способствовавшее нашей уязвимости от РФ. "Конечно, 24 февраля изменилась парадигма энергетики", — констатировал отец экономических реформ ЛР в 1990–е годы.
Теперь в Латвии назрело создание государственного института, ответственного за энергетику, в лице товарища премьера, министра или госминистра. Впрочем, если чиновников в такое бюро ротировать из других ведомств, им еще потребуется время, чтобы подготовиться.
"Лучший и соответствующий портфель" энергетических услуг, по словам О. Кехриса, должен понизить цены для домохозяйств. Если же рассматривать понятие энергетической независимости, то здесь экономист подчеркнул — от России!
А от Литвы и Эстонии мы будем зависеть, но тут ничего страшного, ведь мы центральное балтийское государство со своим уникальными каскадом Даугавских ГЭС и Инчукалнским газохранилищем.
Конечно, в числе наших партнеров будут Польша и скандинавские государства.
"Пусть продолжается теплая зима!"
Пару недель назад господину Кехрису звонил голландский профессор, интересовавшийся "мягкой силой" Кремля в сфере энергетики. Латвийский эксперт порекомендовал ему не смотреть столь далеко — а обратиться к своим соседям, т. е. в ФРГ.
Что же до Латвии, то у нас совсем недавно глава филиала Itera Юрис Савицкис на повышенных тонах поучал уважаемых академиков, как полезен латвийский газ. В общем и целом, как сказал О. Кехрис, "пусть продолжается теплая зима!".
5–6 лет назад Евросоюз начал разрабатывать единую энергополитику, напомнил евродепутат Робертс Зиле. Но потом пришел "Северный поток — 2", что было в полном противоречии с оной. Так или иначе, в ближайшее время частные инвестиции в энергетику ЕС "не будут зелеными".
Также и господин Зиле предостерег от погони за независимостью — ведь глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен посоветовала малым странам заключать договоры друг с другом. Важно, чтобы "добавленная стоимость оставалась в Латвии" — это касается налогов, рабочей силы, дивидендов. "Не нужно попадать в ловушку слишком больших мощностей", — предостерег Р. Зиле от создания лишних газовых терминалов или генерации возобновляемой энергетики.
Пятилетка кризисного менеджмента
Ольга Богданова, ассоциированный профессор ЛУ и эксперт Всемирного совета энергетики, сказала, что у Латвии может быть несколько сценариев развития, но во всех в краткосрочной перспективе учитывается "влияние военного времени на энергетический сектор и переход от российского газа".
Аналитический обзор, подготовленный под ее руководством, констатировал, что вчерашняя цена на мегаватт–час газа упала до 97,85 евро — с пика в 340, произошедшего на фоне взрывов газопроводов в Балтике. А ведь всего пару лет назад было всего 4,77 евро…
"Потребление газа прямо коррелируется с наружной температурой", — отметила госпожа Богданова. Поэтому если в лесу в ноябре собирают боровики — то это хороший знак и для экономики. Точно так же в падении сейчас находятся и цены на электричество — мегаватт в Латвии снизился с 500 евро до 189,28.
В общем же по миру эксперты по энергетике предполагают, что цены на энергорынке будет трясти около пяти лет. Энергоэффективность, снижение потребления, декарбонизация (снижение зависимости от углеводородов) — глобальные тренды, которые позволят обеспечить рост ВВП, хотя бы минимальный.