«Кроме того, с одной стороны, это в контексте инфляции, а с другой стороны, процентные ставки в последнее время тоже довольно сильно выросли, поэтому обслуживание госдолга и финансирование дефицита бюджета тоже дороже. Это дополнительный аргумент. для сокращения бюджетного дефицита», - сказал Домбровскис.
В то же время он признал, что в условиях энергетического кризиса меры поддержки надо продолжать, но проблема в том, что большинство мер поддержки, которые до сих пор реализовывали страны-члены ЕС, не направлены на те группы населения, которым поддержка нужна больше всего.
К тому же ряд мер поддержки не способствует снижению энергопотребления. Поэтому Домбровскис напомнил, что рекомендация Еврокомиссии в отношении электроэнергии заключается в том, что есть определенное количество электроэнергии, которое может быть поставлено потребителю по субсидированным ценам, но сверх этого количества уже вступает полная рыночная цена. С одной стороны, это помощь тем группам населения, чье энергопотребление невелико, с другой - поддерживает стимул к снижению энергопотребления для тех, у кого энергопотребление высокое.
«Подобная система уже внедряется в Латвии, но важным вопросом по-прежнему остается более адресная поддержка мер. В настоящее время 70% мер не являются адресными», — сказал Домбровскис, добавив, что проблемы с более адресной поддержкой наблюдаются не только в Латвии.
В то же время, говоря о возможностях снижения инфляции, исполнительный вице-президент Еврокомиссии признал, что суть проблемы сейчас в высоких ценах на энергоносители.
«Во многих странах меры поддержки планируются до конца текущего отопительного сезона. Скорее всего, применительно к следующему отопительному сезону придется оценивать общую динамику цен на энергоносители, тенденции потребления, и тогда можно будет принять решение, какие меры поддержки потребуются во второй половине года. Это также то, что Еврокомиссия советует - эти меры должны быть ограничены по времени», — признал Домбровскис.
Ранее сообщалось, что согласно макроэкономическим и фискальным прогнозам, разработанным Министерством финансов, в среднесрочной перспективе дефицит государственного бюджета при неизменной государственной политике составит 2,6% от внутреннего валового продукта (ВВП) в 2023 году, 0,4% ВВП в 2024 году и 0,4% ВВП в 2025 году.
Представители правительственной коалиции также подписали Соглашение о фискальной дисциплине, которое предусматривает обязательство сократить структурный дефицит сектора государственного управления до 0,5% ВВП в 2025 году.