Например, не совсем понятно, посылал ли французский производитель продуктов питания Bonduelle добрые пожелания российским солдатам, воюющим в Украине. Зная стремление российской пропаганды все, что только можно "притянуть за уши", добрые пожелания французского производителя убийцам и насильникам могут оказаться фейком, а заявления компании о том, что единственной целью ее присутствия в России является обеспечение этой страны продовольствием, вряд ли можно воспринимать всерьез. Прибыль, даже самая скромная, часто превалирует над моралью, и это заставляет с подозрением смотреть на растущий импорт из России во многие страны.
Хорошей новостью является то, что резкий рост объемов торговли произошел в период с февраля по август, то есть в период, когда многие санкции еще не вступили в силу. Потенциально плохая новость: среди стран ЕС отсутствует единство - в то время, когда одни страны пытаются максимально заместить российские товары, другие "жмут педаль в пол" для российского импорта. В этом контексте напрашивается вопрос, не останется ли Латвия в дураках с ее радикальными заявлениями об отказе от покупки российского газа и нефти?
В лидерах маленькие страны
Согласно статистике Eurostat, с февраля по август прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года среди стран ЕС быстрее всего рос импорт из России – на 346% – в Словению, на 262% в Люксембург и на 138% - на Кипр. Относительно большой рост объемов импорта от нашего восточного соседа наблюдался также и в некоторые страны среднего размера – в Грецию (+142%), Австрию (+139%), а также Венгрию (+132%). Среди крупных стран выделяется Италия с приростом в 100%. По поводу последней изначально заявлялось, что им будет сложно выдержать серьезные санкции из-за сильной зависимости от российского газа, несмотря на то, что из Туниса до страны под Средиземным морем проходит газопровод с алжирским «голубым топливом».
Пример Италии свидетельствует о том, что в этот деле огромную роль играет экономическая структура стран. И это заставляет беспокоиться о Германии, чей импорт за упомянутый отрезок времени по сравнению с прошлым годов вырос не слишком сильно, по данным статистики на 33%. Тут следует отметить, что доставка в маленькие страны, в отличие от больших, заметно сложнее, поэтому в них скорее всего сильнее ощущают на себе процесс перехода от российский поставок.
За счет роста цен
При рассмотрении упомянутых данных по импорту необходимо также учитывать ценовой аспект. Когда в феврале Россия снова вторглась в Украину, на фондовых рынках царила паника, потому что мало кто мог предположить, как в новых условиях будут развиваться цепочки поставок сырья. Например, цена на нефть с довоенного периода к пику паники в начале марта на бирже поднялась на 40%. Еще хуже обстояло дело с газом, цена на который и в прошлом году испытывала постоянную «качку», причем значительно дольше, чем любое другое сырье. А после начала войны на бирже отличалась уже в три-четыре раза по сравнению с довоенной, причем одно дело повышение цены, а другое – реальное получение газа. Цены на другое сырье, такое как металлы и зерно, также росли очень быстро.
Кроме того, следует отметить, что указанная статистика импорта относится к февралю-августу 2022 года по сравнению с соответствующим периодом 2021 года. Если сравнивать именно эти периоды времени, то разница в цене еще более радикальна. Например, в начале августа прошлого года цена природного газа на бирже была примерно в пять раз выше, чем в соответствующий период прошлого года. С другой стороны, цена на нефть увеличилась примерно на 40% за указанный период времени. Конечно, эти биржевые колебания не в точности копируют цены внешней торговли с Россией, но они обрисовывают картину происходящих мировых торговых процессов.
Но если разобраться, упомянутый выше бум импорта также и положительно сказался на статистике латвийского железнодорожного транспорта и перевалки грузов через наши порты. К тому же, и латвийские фермеры, и лесная промышленность получили возможность получить выгоду за счет глобального ценового бума.
Следует отметить, что наряду со странами, в которых наблюдается рост российского импорта, есть ряд стран, в которых произошло резкое снижение импорта, и в этом плане Латвия отнюдь не является передовиком. В Швеции и Дании наблюдалось самое резкое падение российского импорта в феврале-августе прошлого года по сравнению с соответствующим периодом 2021 года. В денежном выражении показатели снизились на 60% и 44% соответственно. Литовский и ирландский импорт из России также очень резко сократился, на 25% и 20% соответственно. В Латвии и Финляндии снижение составило 8% и 7% соответственно. В Эстонии - на 14%.
Интересно, что за отчетный период польский импорт из России увеличился на 24%. Это не означает, что Польша говорит одно, а делает другое, помогая поддерживать российский режим во время войны. Вполне вероятно, что реальный импорт из России снизился, но рост в денежном выражении был зафиксирован за счет стремительного роста цен на сырьевые товары.
Поступления в российский бюджет все же сократились
В глобальном масштабе тех, кто не покупает у России, не следует считать дураками, поскольку они в большей степени, чем другие, способны адаптироваться к новым реалиям мировой экономики, в том числе найти новые цепочки поставок и стать более конкурентоспособными. В то же время, говоря об экономическом аспекте для России, было отмечено, что в целом по стране за первые восемь месяцев прошлого года был достигнут значительный профицит бюджета. Однако уже в августе из-за различных внешнеторговых катаклизмов доходы российского бюджета оказались в дефиците, так что достигнутые ранее успехи начали таять.
Существуют и другие признаки торможения российской экономики, что значительно усложнит финансирование войны. Например, по данным российской компании "Газпром", экспорт природного газа из страны за пределы СНГ сократился на 45,5%. Это снижение физических объемов с 185,1 млрд. куб. м в 2021 году до 100,9 млрд. куб. м в прошлом году. На нынешнем фоне для экспорта российских энергоносителей этот год или, по крайней мере, его первая половина могут оказаться гораздо более сложными. Более того, газовые хранилища в Европе, которые являлись основными покупателями российского газа, заполнены, а потребление и цены резко упали из-за не по сезону теплой погоды.