Об этом Neatkarīgā рассказал, один из инициаторов создания парламентской комиссии по расследованию последствий «капитального ремонта» финансового сектора, депутат Сейма, бывший премьер-министр Вилис Криштопанс.
Он отмечает, что Эстония, столкнулась с теми же проблемами, что и Латвия – соседям тоже угрожала «серая зона». Но каким-то образом им удалось с большим успехом справиться со своим капитальным ремонтом.
«Я слушал на Комиссии по бюджету и финансам (налогам) Сейма слушал представителей Банка Латвии (БЛ), и создавалось впечатление, что все в порядке, что Латвия едва не «Балтийский тигр» в области финансов и капиталов, - рассказал Криштопанс. - Но когда члены комиссии начали задавать вопросы, оказалось, что все вовсе не так красиво. Представители БЛ были вынуждены признать, что есть отставание от Эстонии. Поэтому необходимо выяснить, в чем причины. Ведь и в Латвии, и в Эстонии доминируют одни и те же банки. В Эстонии 75% рынка принадлежит Swedbank, SEB и Luminor. Так почему же активность коммерческих банков в Эстонии выше, банковские активы больше и кредитов выдается больше? Необходимо понять, почему это происходит и что нужно делать. Я задал этот вопрос Банку Латвии».
По его словам, как только в СМИ появилась новость о создании парламентской комиссии по расследованию, сразу же начали приходить бесчисленные электронные письма о проблемах жителей.
«Иногда эти проблемы совершенно абсурдные: один молодой человек переводит другому 50 евро, а их счета закрываются за «подозрительную транзакцию». Оба являются гражданами Латвии. Гражданам Латвии вообще должно быть разрешено переводить любую сумму между собой, - считает Криштопанс. - Четыре года назад, когда поднялся большой ажиотаж вокруг возможного включения Латвии в «серую зону», начались ограничения и контроль – преувеличенные ограничения и несоразмерно жесткий контроль. В результате из Латвии утекло десять миллиардов евро. Они просто «исчезли». Но все регулирование легло на плечи латвийских граждан и компаний.
Я знаю, какой порядок на Кипре, какой на Мальте, какой в Эстонии. Существует большая разница в отношении к резидентам и нерезидентам. Но в нашей стране вся тяжесть «капитального ремонта» легла на жителей - на экспортирующие латвийские компании, деньги которых удерживаются, заставляют отчитываться. Компания продает свою продукцию, и ее заставляют отчитываться за свои деньги — месяцами компания не может распорядиться своими деньгами. Такое реально происходит в Латвии, и пока нет такой силы, чтобы это остановить».
Сейчас сложилась абсурдная ситуация: банки не боятся нарушать закон, но боятся не угадать капризы чиновников, утверждает Криштопанс.
«У каждой службы свои прихоти: у Службы финансовой разведки одна прихоть, у Банка Латвии другая прихоть, у Экономической полиции еще одна прихоть, - поясняет он. - Поэтому, образно говоря, банк скорее закроет дверь и вообще не впустит клиента — ради спокойствия, чтобы не получить порукам. Существует огромный страх кредитовать или открыть счет, потому что нет четко определенных критериев того, кому можно открыть счет и кого кредитовать. Четких критериев нет, но есть широкий простор для интерпретации».