Министр подчеркнул, что это будет очень важная задача. На данный момент правительство пытается контролировать структурный дефицит бюджета или контролировать базовые расходы. За этим очень внимательно следят международные рейтинговые агентства, чтобы страна не тратила больше и насколько серьезно к этому относится. Ашераденс выразил мнение, что по крайней мере в этом году ситуация находится под контролем.
«В условиях высокой инфляции сделать это относительно проще, но если цены начнут быстро стабилизироваться, то тогда нам придется смотреть. Конечно, нам хотелось бы максимально сократить номинальный дефицит, и мы будем двигаться в этом направлении. На данный момент с моей стороны было бы легкомысленно сказать, что мы будем быстро двигаться к «нулевому» дефициту бюджета», — сказал Ашераденс.
В то же время он выразил мнение, что поддержка населения для компенсации цен на энергоносители, скорее всего, потребуется и в следующем отопительном сезоне, в то время как Европейская комиссия (ЕК) и Совет по фискальной дисциплине указывают на необходимо начать постепенное сокращение мер поддержки.
Ашераденс напомнил, что хотя в этом году ЕС допустил отклонение в соответствии с Маастрихтскими критериями, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и президент ЕЦБ Кристин Лагард постоянно подчеркивают, что чем щедрее будут страны Европейского союза (ЕС) в поддержке, тем более агрессивно ЕЦБ придется повышать процентные ставки.
«Ближайшие два года покажут дальнейшее развитие инфляции, в том числе большой вопрос мировой экономики, когда и как разрешится российско-украинская война», — сказал Ашераденс.
Министр добавил, что поддерживает соблюдение фискальной дисциплины. Ашераденс позитивно оценивает тот факт, что Латвия проводит осторожную кредитную политику. При нынешнем уровне долга в 43% от валового внутреннего продукта (ВВП) Латвия входит в первую шестерку стран ЕС с наименьшим размером долга. Ашераденс считает, что в стране с таким неопределенным сценарием демографического развития неправильно возлагать долговое бремя на детей.
Министр финансов подчеркнул, что Латвия может обосновать, почему страна брала взаймы во время Covid-19, так как ясно, что она не могла себе позволить сценарий, существовавший в кризис 2008 и 2009 годов, когда после основательного затягивания поясов началась волна эмиграции.
«Понятно, что правительство должно было поддерживать экономику во время Covid-19, и оно это успешно делало. Расходы были оправданы, но в целом мы должны нести ответственность. Понятно, что при текущей инфляции в 20% у домохозяйств есть определенный шок падения покупательной способности, компании также потеряли денежную стоимость. Это означает, что правительство должно создавать компенсационные механизмы, и понятно, что нужны меры поддержки», — признал Ашераденс.
Министр сообщил, что Министерство финансов вместе с коллегами из нового Министерства климата и энергетики начали обсуждение того, как создать более адресную систему поддержки. По мнению Ашераденса, системе удалось компенсировать цены на электроэнергию, при этом первые 100 киловатт (кВт) субсидируются, а потребление сверх этой суммы приходится оплачивать самостоятельно. Такую помощь получили около 80% домохозяйств.
В то же время, поддержка по компенсации затрат на отопление не совсем социально ориентирована, считает Ашераденс, потому что чем больше дом и чем больше потребность в энергии, тем больше поддержки получает человек. По мнению Ашераденса, это следует изменить, добавив, что ЕК также хотела бы, чтобы этот вид поддержки поступал к тем, кто действительно в ней больше всего нуждается.
«На данный момент могу сказать, что поддержка будет более социально ориентированной, по аналогии с поддержкой по электричеству. Мы будем думать о модели того, как это будет выглядеть. Если мы движемся к государству всеобщего благосостояния, то надо понимать, что основная роль государства состоит в том, чтобы помочь тем, кто в ней нуждается больше всего. Роль государства заключается в том, чтобы способствовать социальному равенству, помогать тем, кому труднее, помогать всем не является обязанностью государства. Поэтому государство должно создать для этого очень четкие механизмы”, - сказал Ашераденс.
Уже сообщалось, что правительство во вторник поддержало проект закона «О государственном бюджете на 2023 год и бюджетной основе на 2023, 2024 и 2025 годы», в котором доходы консолидированного государственного бюджета на 2023 год запланированы на уровне 12,721 млрд евро, а расходы - 14,673 млрд евро.
По сравнению с бюджетом 2022 года в 2023 году ожидается увеличение доходов на сумму 2,025 млрд евро и увеличение расходов на сумму 2,233 млрд евро.
Дефицит общего государственного бюджета на 2023 год, который охватывает всю структуру государственного и местного управления, а также учреждения государственного социального страхования, запланирован на уровне 1,77 млрд евро или 4,2% валового внутреннего продукта (ВВП).