Ранее проект тарифа AST предусматривал увеличение тарифа на передачу электроэнергии более чем в четыре раза и увеличение платы за поддержание пропускной способности примерно на 50%. В свою очередь проект тарифов "Sadales tīkls" предусматривал увеличение общих затрат примерно на 62%, а также изменение структуры тарифов.
Министерство климата и энергетики пояснило, что значительный рост расходов операторов системы связан с ростом цен на электроэнергию, который в 2021 и 2022 годах сказался на расходах обоих операторов двояко. Во-первых, более высокая цена электроэнергии означает более высокие затраты на потери и технологический расход по сравнению с действующим и представленным проектом тарифов. С другой стороны, дополнительная разница в ценах привела к неожиданной экономии примерно в 150 млн евро.
Также рост затрат системного оператора связан с изменением потребления из-за ограничений, связанных с пандемией, и высоких цен на электроэнергию. Поскольку текущие тарифы AST вступили в силу в 2021 году и имеют высокий уровень соответствия стоимости, влияние изменений в передаваемой электроэнергии или установленной мощности было относительно небольшим. С другой стороны, тарифы "Sadales tīkls" вступили в 2020 году, уровень соответствия меньше, из-за чего возникла разница в доходах и расходах примерно в 50 млн евро.
Высокие цены на электроэнергию и изменение потребления связаны с чрезвычайными обстоятельствами (включая влияние "Covid-19" на экономическую деятельность, вторжение России на Украину и его влияние на цены энергоресурсов), поэтому необходимо ввести единовременные чрезвычайные механизмы для ограничения роста тарифов и укрепления региональной конкурентоспособности. Это особенно важно с учетом общего роста цен на товары и услуги и наблюдаемого снижения экономической активности.
Таким образом, Сейм сегодня установил в законе обязанность обоих предприятий отказаться от той части счета, которая возникла из разницы между фактическими и запланированными доходами в предыдущий период регулирования и разницы между фактическими и запланированными затратами на услуги другого оператора системы распределения или оператора системы передачи за предыдущий период регулирования.
Ожидается, что принятые изменения не окажут влияния на государственный бюджет.