Визит Энтони Блинкена в Казахстан и его встреча с представителями Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана yа собрании в формате c5+1 — для Москвы все равно что «удар в самое сердце», пишет the New York times.
Слова Блинкена о лояльности США к суверенитету, территориальной целостности и независимости Казахстана и стран региона, а также его заявление о том, что США готовы к еще более тесным отношениям с Кахзахстаном, позволяет государству отдалиться от токсичной России в такой степени, что возвращение страны в зону влияния Москвы становится весьма сомнительным. Перефразируя слова члена совета бывшего крупнейшего банка Казахстана «Казкоммерцбанк» Бейбита Абсенбетова — если твой сосед пьяница и хулиган, нужно уходить.
Центральная Азия нуждается в разнообразии торговли
Казахстан принадлежит к внутренним странам, не имеющим выхода к морю, если только не считать береговую линию с крупными солеными озерами — Каспийским и Аральским морями. По этой причине государство в вопросах поставок товаров на внешние рынки в основном было вынуждено полагаться на наземные экспортные маршруты через Россию и Китай.
Однако, как указывает редактор среднеазиатского отделения базирующегося в США новостного агентства Eurasianet Питер Леонард, шок от нападения России на Украину подвигнул Казахстан к развитию путей транспортировки нефти и грузов через Каспийское море, в обход России. В то же время Леонард предупреждает, что российские лидеры, хотя и чувствуют себя самоуверенно и высокомерно, ощущают, что Средняя Азия начинает раскачиваться и сходит с привычной орбиты, и они могут попытаться затянуть эти государства обратно. Задача всего демократического мира этого не допустить.
Не нужно быть прорицателем, чтобы понять, что с наряду с запугиванием силой, которая после поражений России в Украине уже не так мощна, как раньше, остаются еще экономические рычаги. Но и они уже почти не действуют.
Энтони Блинкен во время совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Казахстана Мухтаром Тлеуберди признал, что санкции в отношении крупнейшего торгового партнера Казахстана оказывали «экономически истощающее влияние». Но при этом он пообещал Rазахстану компенсации за причиненный антироссийскими санкциями ущерб.
Помощник госсекретаря США Дональд Лу на пресс-бриффинге перед визитом указал, что разнообразие торговли как для Казахстана, так и для его соседей все больше становится вопросом существования. «Цель — не навредить центральноазиатским республикам или их народам, либо их экономическим интересам», цитирует Лу финансируемый правительством США портал VOA (Voice of America).
Крупнейший экономический партнер США в Центральной Азии
В 2021 году внутренний валовой продукт (ВВП) Казахстана составил 197,1 млрд долларов США [1 доллар = 0,93 евро]. Для сравнения — в 1991 году, когда Казахстан объявил себя независимым государством, его ВВП составлял 24,92 млрд долларов. Если в 2019 году рост экономики страны был 4,5%, то на январь 2023 года, согласно официальным данным, темп роста экономики Казахстана составил 5,6%.
По предварительным результатам 2022 года, оборот внешней торговли вырос на 32,1% и составил 134,4 млрд долларов США. Экспорт увеличился на 39,9% — до 84,4 млрд долларов США, импорт товаров достиг 50 млрд, и в целом положительный торговый баланс составил 34,4 млрд долларов США (данные, опубликованные Министерством национальной экономики Казахстана).
Также следует отметить, что Казахстан является крупнейшим производителем нефти в Центральной Азии (в 2022 году переработка нефти увеличилась на 11%) и вторым после России крупнейшим государством в OPEC+ в группе производителей нефти. К тому же в данной сфере важное значение имеют американские, французские и итальянские предприятия. 50% Тенгизского нефтегазового месторождения, производящего треть годового выпуска продукции Казахстана, контролирует американская компания Chevron. Как указывает The New York Times, «это отрасль, в которой американские энергетические компании глубоко вовлечены и в которой хотят расширяться».
О большом интересе США в Казахстане свидетельствуют также общие прямые иностранные инвестиции из США, которые уже превысили 62 млрд долларов; оборот двусторонней торговли в 2022 году, по сравнению с предыдущим годом, вырос на 37,2% и превысил 3 млрд долларов.
Примерно 590 работающих в Казахстане компаний имеют американский капитал, и у представителей бизнеса лидера мировой экономики растет интерес к казахскому рынку.
Важный партнер и для Латвии
«Казахстан – ценный экономический и торговый партнер в самом сердце Центральной Азии, и мы ценим активную роль, которую он играет в продвижении общих целей в регионе», — сообщил в ходе визита в Астану Энтони Блинкен.
Американский Институт мира (USIP) подчеркивает, что важно «помочь Средней Азии соединиться с внешним миром, используя участие «многих векторов», что включает и более сбалансированную связь с мировой экономикой».
Латвийские и казахские бизнесмены единодушны в том, что экспорт казахских товаров через латвийские порты в Северную Европу и Скандинавские страны открывает большие возможности. К тому же не менее важно, что потенциал экспорта различных грузов этого центральноазиатского государства дает дополнительные возможности продолжать дальнейшее развитие латвийских портов. Но, учитывая геополитическую ситуацию, необходимость создания нового транспортного соединения между Центральной Азией и Европой стала актуальна как никогда.
Хорошая новость в том, что в рамках официального визита президента Латвии Эгилса Левитса в Азербайджан заместитель директора департамента координации транспортной логистики и международного сотрудничества Министерства сообщения Андрис Малдупс договорился о сотрудничестве, развитии альтернативного коридора, который соединит коридоры ТРАСЕКА (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia, TRACECA) со странами Балтии и Скандинавии.
[ Программа международного сотрудничества между Европейским союзом и странами-партнерами по организации транспортного коридора «Европа — Кавказ — Азия» ТРАСЕКА создана в 1993 году в Брюсселе с целью укрепления политической и экономической независимости бывших советских республик, облегчив им доступ к европейским и мировым рынкам путем использования автотранспорта, железной дороги и моря. Программа объединяет 27 стран, включая и государства ЕС. В нее входят такие страны, как Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, Иран, Молдавия, Турция, Украина и другие].
Не менее важно и обсуждение возможностей расширения сотрудничества в Транскаспийском коридоре, а также сотрудничество в привлечении новых грузов и создании услуг.
Все это говорит о том, что и Латвия, и государства Центральной Азии серьезно заинтересованы не только в создании альтернативного транзитного коридора, но и в продолжении обоюдно выгодного экономического сотрудничества.
Уже сейчас ясно, что этот проект позволит привлечь новые грузы в Рижский и Вентспилский, а в будущем и в Лиепайский порты, а также к латвийской железной дороге. Даже с этой точки зрения можно сказать, что сотрудничество экономики Латвии с Казахстаном жизненно необходимо. Прозвучавшее в свое время с высоких трибун заявление, о том, что Латвии транзит не нужен, все равно что стрелять себе же в ногу.