Cлухи о падении доллара США подпитываются различными статьями в мировой прессе о том, что Россия сейчас рассматривает возможность использования китайского юаня в своей мировой торговле. А также о том, что Саудовская Аравия, главный союзник США, рассматривает возможность взимания платы за экспорт нефти в Китай в юанях.
Ситуация ускорилась: по сообщениям, Франция рассматривала возможность покупки газа в Китае за юани, а Бразилия и Пекин рассматривали возможность отказа от использования доллара США в своих двусторонних торговых отношениях.
Лавина слухов о крахе доллара США была такой, что в некоторых заголовках говорилось, что страны БРИКС (аббревиатура от Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки) рассматривают возможность разработки новой резервной валюты, в то время как Индия будет рассчитываться по некоторым сделкам в рупиях.
У всех этих новостей была общая тема: дедолларизация мировой экономической сцены идет полным ходом.
Эта тема предполагала, что доллар потерял или находился в процессе утраты своего места в качестве главного выбора в мировой торговле и финансах.
Это предсказание циркулировало в основном среди консерваторов и критиков политики администрации президента Джо Байдена. Они предсказывали, что смерть доллара США на мировой арене неизбежна.
Этот нарратив основан в первую очередь на том факте, что после Второй мировой войны валовой внутренний продукт США составлял почти половину мирового ВВП , что сделало доллар США основной валютой глобального обмена и средством сбережения.
Но экономика США уже не так доминирует, как раньше, говорят эти критики, поэтому царствование доллара США также близится к концу.
По мнению Илона Маска, генерального директора Tesla, дедолларизация неизбежна и является результатом использования США валюты в качестве оружия на мировой арене.
Одним из способов превращения доллара в оружие являются экономические санкции, которые США налагают на другие страны. Следовательно, говорит предприниматель-миллиардер, другие страны в какой-то момент больше не захотят использовать доллар США, чтобы освободиться от зависимости от Америки и ее диктата.
Эту мысль миллиардер только что высказал в Твиттере.
Все началось с мнения одного пользователя на платформе, с которым Маск часто взаимодействует. Пользователь утверждал, основываясь на данных Morgan Stanley, что с 2001 года курс доллара в мировой торговле значительно снизился.
«Дедолларизация реальна и происходит быстро», — написал пользователь. «Доля доллара с 73% (2001 г.) до 55% в (2020 г.). С момента введения санкций против России она упала с 55% до 47%, теперь дедолларизация происходит в 10 раз быстрее, чем в предыдущие два десятилетия.
Маск согласился с этим анализом.
«Если вы сделаете валюту оружием достаточное количество раз, другие страны перестанут ее использовать», — заявил глава Tesla в Twitter 25 апреля.
Другие эксперты считают, что доллар еще далек от потери своего трона, потому что реальной альтернативы нет. В 1945 году доллар заменил фунт стерлингов в качестве валюты мировой торговли. Юань, говорят они, не может заменить доллар, несмотря на стремление Пекина.
Ян Бреммер, основатель и президент Eurasia Group в Gzero Media, написал: «Несмотря на свою растущую роль в мировой экономике и давнее желание сместить доллар, Китаю не хватает защиты инвесторов, институционального качества и открытости рынка капитала, необходимых для интернационализации юаня, который до сих пор не полностью конвертируется за границей».
По мнению эксперта, самая серьезная угроза господству доллара исходит изнутри.
«Соединенные Штаты по-прежнему являются самой могущественной страной на земле, но они также являются наиболее политически разделенными и нефункциональными из всех основных промышленных демократий», — заявил он.
«Единственный самый большой риск для глобального статуса доллара заключается в том, что растущее неравенство, поляризация и тупиковая ситуация в конечном итоге подрывают доверие к стабильности и авторитету Америки».
Хотя доля доллара в валютных резервах центральных банков на сумму 12 триллионов долларов действительно уменьшилась с 1999 года, она по-прежнему почти в два раза превышает долю евро, иены, фунта и юаня вместе взятых – так же, как и десять лет назад.
На его ближайшего конкурента за статус мировой валюты, евро, приходится едва ли 20% резервов центрального банка.
По данным МВФ, на доллар приходилось 58% валютных резервов центральных банков. Это большое снижение по сравнению с 1999 годом, но оно почти в три раза превышает долю евро, за которым следует японская иена с 5%. Доля китайского юаня составляет менее 3%.