"Большая честь поддержать союзника"
SEFE, или Securing Energy For Europe, — компания, созданная в результате национализации Берлином немецких подразделений российского государственного гиганта Газпрома, — будет закупать по 2,25 млн тонн охлажденного газа в год у Venture Global LNG, американского оператора экспортных терминалов на побережье Мексиканского залива.
Срок действия контракта на поставку, рассчитанный на 20 лет, свидетельствует о том, что Германия, которая начала импортировать СПГ всего семь месяцев назад, ожидает, что немецкая экономика продолжит потреблять газ, несмотря на цель сократить чистые выбросы углекислого газа на 95% к 2045 году. SEFE полностью принадлежит государству.
По словам директора SEFE Эгберта Лаеге, сделка стала "еще одним важным шагом в рамках нашей миссии по обеспечению европейских потребителей энергией" и "будет способствовать дальнейшей диверсификации и устойчивости" поставок на континент. Глава Venture Global Майк Сэйбел заявил о "стратегическом партнерстве" с Германией, отметив, что для его компании "большая честь поддержать ключевого союзника США".
Компании не раскрыли стоимость продажи газа, объем которого эквивалентен примерно 5% потребления в Германии.
Эта сделка стала вторым соглашением между Германией и Venture Global, подписанным на 20 лет, после заключения контракта на 2 млн тонн в год энергетическим концерном EnBW, который почти полностью принадлежит федеральной земле Баден–Вюртемберг. Эти соглашения превратят Venture Global в крупнейшего поставщика СПГ в Германии.
Немецкая энергетическая компания RWE в прошлом году заключила сделку по поставке катарского СПГ сроком на 15 лет. Норвежская Equinor на минувшей неделе также подписала соглашение с американским экспортером Cheniere Energy на 15 лет.
Америка наращивает поставки
Экспорт американского СПГ в Европу резко вырос в прошлом году из–за усиления энергетического кризиса и роста цен на газ, при этом поставки объемом свыше 40 млн тонн позволили снизить дефицит поставок. Дополнительные потоки помогли Европе создать достаточные запасы газа при подготовке к зиме–2023.
Германия, десятилетиями создававшая промышленный сектор, работа которого была основана на российском газе, особенно сильно пострадала из–за сокращения поставок после начала войны на Украине и взрывов в прошлом году, в результате которых были разрушены части трубопроводной системы "Северный поток", идущей из России.
До энергетического кризиса Германия была единственной крупной экономикой в Европе, где не было мощностей по импорту СПГ: настолько она зависела от российского трубопроводного газа.
Но в последние 18 месяцев она ускорила строительство плавучих объектов для импорта СПГ. По данным Refinitiv, с декабря страна закупила в общей сложности 2,4 млн тонн СПГ, при этом более 70% объема поставлено из США.
Сорок восемь континентальных штатов США начали производить СПГ только в 2016 году, однако проекты на побережье Мексиканского залива, которые стоят такие компании, как Cheniere, Venture Global и ExxonMobil, сделают страну крупнейшим в мире экспортером. По данным S&P Global, с 2021 года американские экспортеры подписали контракты на поставку более 70 млн тонн в год.
Конец транзита
Министр энергетики Украины Герман Галущенко заявил, что одна из последних артерий, по которым российский газ поступает в Европу, может быть перекрыта к концу следующего года, когда истечет срок действия контракта Украины с Газпромом на транзит газа.
В интервью Financial Times Галущенко сказал, что шансы Киева и Москвы договориться о продлении пятилетнего транзитного контракта, впервые подписанного в 2019 году, невелики — даже несмотря на то, что по маршруту через Украину поступает почти 5% от общего европейского импорта газа.
"Я могу сказать вам, что мы готовим нашу систему к сокращению поставок", — добавил он.
Без украинского транзитного маршрута единственным трубопроводом из России, по–прежнему поставляющим газ в Европу, был бы "Турецкий поток", который снабжает страны на юго–востоке континента и на который в мае приходилось чуть менее 3% импорта газа в Европу.
Потеря даже небольшого процента поставок может привести к росту цен на всем континенте, учитывая ограниченность мировых газовых рынков, хотя ожидается, что поставки СПГ быстро вырастут с 2025 года с запуском крупных проектов в Катаре и США.
Ранее заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин заявил, что решение не продлевать соглашение о транзите газа "нанесет удар" по ЕС, а Украина "выстрелит себе в ногу, потеряв доходы от транзита".
"Трудно понять, как можно продлевать контракт, который ни одна из сторон не считает соблюдаемым другой, не говоря уже о разгаре военного конфликта между двумя сторонами", — сказал Лоран Русекас, аналитик S&P Global Commodity Insights.
А что в Латвии?
В Инчукалнское подземное газохранилище закачивается газ для следующего отопительного сезона. К 1 июня в хранилище было закачано 11,4 тераватт–часа газа, что намного больше, чем к июню прошлого года (8,8 тераватт–часа).
"С этого года поставки газа из России во всех трех странах Балтии и Финляндии запрещены. Газ идет с финского СПГ–терминала в Инкоо, Клайпедского СПГ–терминала, а третья возможность получить газ — литовско–польский трубопровод GIPL, который соединяет нас с остальной Европой", — рассказал руководитель предприятия Conexus Улдис Барисс.
Он утверждает, что СПГ ничем не отличается от газа, который Латвия раньше получала из России. СПГ — это способ транспортировки газа на судах на большие расстояния.
"Газ может поставляться и зимой, как из хранилищ, так и с СПГ–терминалов. Поэтому нет необходимости закачивать все объемы в хранилище к зиме. Но, разумеется, лучше, если это будет сделано", — говорит Барисс.
В прошлом году общее потребление газа домохозяйствами составило в Латвии 1,4 тераватт–часа, что является относительно низким показателем. "Поэтому нет оснований говорить о том, что домохозяйствам не хватает газа. К 1 июня было закачано 11,4 тераватт–часа. Однако, поскольку мы являемся региональным хранилищем, здесь хранят газ также компании из Финляндии, Польши, Эстонии и Литвы", — говорит Барисс.