Она считает, что введение нового, дополнительного налога на банки - это "политически заманчивая" вещь, ведь относительно легко вывести деньги из одного сектора и перераспределить их на неотложные нужды, которых гораздо больше, чем возможностей. Иными словами, новый налог пойдет на "латание" госбюджета.
Гораздо более сложным, но более ценным для экономики и страны подходом, по мнению Баяре, было бы сокращение доли теневой экономики хотя бы на несколько процентных пунктов, что одновременно генерировало бы дополнительные деньги в бюджете.
Также Баяре сомневается, что новый налог действительно усилит конкуренцию в банковском секторе - результат будет скорее противоположным. Баяре сомневается, что какой-либо местный или иностранный инвестор захочет вкладывать средства в страну, где в любой момент может появиться новый налог.
Она отмечает, что развитие конкуренции в финансовом секторе - задача не самих банков, а политических и экономических деятелей, чья обязанность - привлечь на рынок больше игроков.
Также Баяре указывает, что более высокие показатели кредитования, например, в Эстонии и Литве, означают только одно - в Латвии "вялой" бизнес-среде мешают теневая экономика, коррупция и другие недостатки.
Баяре сомневается, что новый дополнительный налог будет способствовать кредитованию, так как он никак не решает основную проблему - распространение теневой экономики в Латвии. Глава ассоциации добавляет, что даже разовое введение налога имеет серьезные, далеко идущие последствия. Эффект от любого сокращения объема кредитов, вызванного дополнительным налогом, перенесется на последующие годы из-за инвестиционного дефицита, который может стоить экономике и государственному бюджету несколько десятков миллионов евро каждый год.
Баяре напоминает, что рост прибыли в банковском секторе в 2023 году был вызван решениями Европейского центрального банка (ЕЦБ) о быстром повышении процентных ставок в целях борьбы с высокой инфляцией. Как только рост цен стабилизируется в пределах 2% в год, ЕЦБ не будет больше повышать ставки, и ежемесячные выплаты плательщиков кредитов перестанут расти.
Нет оснований полагать, что высокая рентабельность банков сохранится на нынешнем уровне в ближайшие годы. Такая прибыль - явление краткосрочное, и лучшим ее использованием было бы инвестирование в развитие экономики путем финансирования инновационных, легально действующих компаний, считает глава ассоциации.
Баяре подчеркивает, что банки кредитовали и кредитуют латвийские компании и частных лиц, поскольку кредитование является основной деятельностью банков. Однако банки должны соблюдать требования регулятора и не могут себе позволить выдавать кредиты компаниям, которые выплачивают зарплату в конвертах, являются налоговыми должниками, структура собственности которых не прозрачна и создает риски столкнуться с подсанкционными лицами или предприятиями.
Как сообщалось, Минфин рекомендует правительству ввести обязательный авансовый платеж налога на прибыль предприятий для банков в размере 20% от прибыли предыдущего года.