Что было в основе претензий, не разглашается. Передача De Facto Латвийского телевидения выяснила, что одна из турецких строительных фирм часто выполняла заказы российских компаний, в том числе сейчас по заказу "Росатома", она строит первую атомную электростанцию в Турции. Турки решение оспорили.
На прошлой неделе завершился тендер на строительство главного пути новой железной дороги Rail Baltica. Контракт получило совместное французско-польско-итальянское предприятие E.R.B. Rail Baltica JV.
Предложенная им цена контракта составляет 3,7 миллиарда евро (3 698 833 520 евро). Другой участник - из Турции, предложивший цену на полмиллиарда евро ниже (3 162 418 257 евро), - был отклонен в финальном раунде как не отвечающий требованиям. Тендерные заявки двух турецких компаний не были оценены тендерными комитетами по рекомендации СГБ.
"Я не могу более подробно прокомментировать содержание рекомендации, но она негативна для данного участника тендера", - говорит Эйнар Яунземс, директор департамента реализации проектов компании European Rail Lines (ERL) и председатель комитета по закупкам. - "Все члены комиссии имели возможность ознакомиться с документом, полученным от органа безопасности, и все согласны с окончательным решением".
Передаче De Facto конкретные причины исключения турецких компаний неизвестны. Однако одна из них тесно сотрудничает с российскими заказчиками. Турецкий холдинг IC построил несколько мостов в Санкт-Петербурге, терминал международного аэропорта Пулково и платную скоростную автомагистраль между Москвой и Санкт-Петербургом.
В настоящее время холдинг IC совместно с российской строительной компанией "Титан-2" строит первую в Турции атомную электростанцию для госкорпорации "Росатом". В мае на АЭС была доставлена первая партия ядерного топлива. Владимир Путин дистанционно присутствовал при этом символическом событии и санкционировал передачу сертификата Турции.
Турция, с одной стороны, является членом НАТО, а с другой - на уровне президента поддерживает дипломатические и деловые отношения с Россией.
"Многие надеялись, что после президентских выборов в Турции отношения между Турцией и Западом, и особенно между Турцией и НАТО, улучшатся. Мы не видим особо радикального улучшения, но мы также не видим и полного перехода на другую сторону. Идет игра, которая называется балансировкой, ребалансировкой между Россией и НАТО", - говорит эксперт по внешней политике Вейко Сполитис.
"В целом доля России в турецком экспорте составляет менее 4%, так что делайте выводы сами. Основным источником торговли Турции является Евросоюз. В настоящее время турецкий народ беспокоит инфляция, которая составляет около 110%. Если Россия поможет Эрдогану решить эти проблемы, то турки будут спокойны", - отмечает Сполитис.
Ответа на вопрос, было ли турецкое объединение предприятий исключено из проекта Rail Baltica из-за своих российских партнеров, нет. В СГБ воздержались от комментариев по данному случаю.
В Eiropas Dzelzceļa līnijas (EDZL) поясняют, что в проекте Rail Batica уже был прецедент исключения участника из-за возражений СГБ.
De Facto известно, что на ранней стадии конкурса из него была исключена китайская компания.
Турецкое объединение предприятий оспорило исключение из конкурса в Бюро по надзору за закупками. Поэтому строитель трассы еще может измениться.