"Чтобы не ставить под угрозу подготовку объективной официальной статистики, ЦСУ приняло решение в дальнейшем не создавать, не выдавать и не публиковать списки экспортирующих и импортирующих компаний в любую страну", - говорится в сообщении ЦСУ.
При этом ЦСУ отмечает, что в дальнейшем будет регулярно информировать общественность о количестве экспортеров и импортеров в конкретные страны, и такая статистика обеспечит основную информацию для надзора за сделками с Россией и Беларусь.
В сообщении ЦСУ поясняется, что статистическое управление более пристально рассмотрело аспекты методологии обобщения статистики внешней торговли, а также полученные после публикации списка экспортирующих предприятий разъяснения компаний, которые существенно влияют на анализ списков импортирующих и экспортирующих предприятий. Был сделан вывод, что ряд аспектов не позволяет делать однозначные и объективные выводы об импортно-экспортных сделках предприятий без оценки деталей сделки.
В частности, в ЦСУ поясняют, что учет импорта ведется по стране происхождения товара, если в сделку вовлечено государство за пределами Европейского союза (ЕС), а в случае, если в сделке участвует страна ЕС, по стране-отправителю. Это означает, что импорт товара российского происхождения из Литвы во внешней торговле будет учитываться как импорт из Литвы, а импорт товара российского происхождения из Украины будет учитываться как импорт из России.
ЦСУ также приводит пример, когда некое латвийское предприятие импортирует из Украины одежду, которая была произведена в России. В статистике внешней торговли в соответствии с вышеописанной методологией эта сделка будет отображена как импорт из России, хотя, возможно, у соответствующего предприятия других сделок с Россией нет и ее включение в список импортирующих из России компаний однозначно вызовет негативную реакцию как со стороны компании, так и со стороны общества. При этом такие сделки многочисленны: помимо Украины, товары импортируются также из Казахстана, Киргизии, Швейцарии, Норвегии и других стран.
Анализ списка экспортирующих компаний также показал, что высок риск включения в них "случайных" сделок. Например, некое латвийское предприятие до февраля 2022 года импортировало производственное оборудование одного из российских предприятий. Во время эксплуатации производственного оборудования у него констатируется дефект и латвийское предприятие возвращает обратно или экспортирует соответствующему предприятию в Россию это производственное оборудование после февраля 2022 года и, соответственно, включается в список экспортирующих в Россию предприятий.
Также возможны случаи, когда предприятие экспортирует товары другим странам, а таможенные формальности улаживаются на границе с Россией. Например, латвийское предприятие экспортирует пищевые добавки, предназначенные для Казахстана и Узбекистана, а из-за географических условий и транспортных затрат делает это через Россию, хотя сам товар не остается в России. Таможенные документы оформляются на границе с Россией, в связи с чем в таможенной декларации в качестве последней страны-получателя указывается Россия.
В список могут быть включены также логистические фирмы, которые по поручению другого предприятия экспортируют или импортируют товары, улаживая таможенные формальности. Например, зарегистрированная в Латвии компания, занимающаяся услугами логистики, по заданию другого предприятия оформляет экспортные декларации и отправляет товар, например, алкоголь в Россию. Экспортером в статистических данных будет выступать соответствующая логистическая компания.
В статистическом управлении также отметили, что экспортно-импортные сделки, в которых таможенные формальности улажены на внешней границе другой страны ЕС с государством за пределами ЕС, не будут отражены в статистике ЦСУ.
Как сообщалось, в этом году 16 августа министр экономики Илзе Индриксоне поручила ЦСУ обнародовать список предприятий, экспортирующих в Россию и Белоруссию, и обновлять эту информацию раз в месяц.
ЦСУ опубликовало список 16 августа, включив в него компании, экспортировавшие в Россию и Белоруссию с начала 2022 года и в первом полугодии 2023 года.
Опубликованный список вызвал возмущение ряда компаний, включенных в список, в частности, компании отметили, что прекратили сотрудничество с Россией и Белоруссией немедленно после начатой 24 февраля 2022 года Россией войны в Украине.