"Пока очень трудно понять, как планируется применять эти требования. Легко понять, что процентные ставки по ипотечным кредитам должны быть снижены на 50%. Но как это будет происходить на практике - пока большой вопрос. Кто будет за это платить, как это будет работать юридически, как на это посмотрит Европейский центральный банк", - сказал Окерблом.
По его словам, трудно представить, как правительство может заставить изменить договор с каждым кредитополучателем. "Нужно понимать, что у нас есть договор с каждым из наших клиентов. У нас нет договора с правительством. (...) Я не понимаю, как это можно сделать с юридической точки зрения. Это вызывает беспокойство в связи с тем, какой сигнал мы посылаем другим отраслям и инвесторам, которые планируют вкладывать деньги в Латвию", - сказал Окерблом.
Он также отметил, что латвийские банки работают в Европейском союзе, в зоне евро, под надзором Европейского центрального банка (ЕЦБ).
"Поэтому все очень сложно. Подобные решения были приняты, например, в Польше, но здесь надо помнить, что Польша не входит в еврозону и ее центральный банк не связан с ЕЦБ в этом смысле", - добавил глава "Citadele".
В то же время Окерблом отметил, что банки готовы работать с правительством, чтобы найти устойчивое решение с учетом интересов всех сторон, обеспечивающее сохранение Латвии как привлекательного места для прямых иностранных инвестиций, для чего необходима стабильность и предсказуемость среды.
"Мы работали и будем работать с правительством до тех пор, пока не найдем наилучшее решение для Латвии не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Каждое решение, связанное с налогообложением, должно быть серьезно продумано, и не должно создаваться впечатление, что если отрасль начинает приносить прибыль, то она подвергается наказанию. В этом случае никто не захочет вкладывать деньги в Латвию", - заявил руководитель "Сitadele".
Он напомнил, что повышение процентных ставок - это не решение банков, а решение ЕЦБ, направленное на борьбу с высокой инфляцией.
Он также отметил, что когда ставки были низкими, у клиентов была возможность думать о более долгих перспективах и фиксировать ставки по кредитам, но лишь немногие делали это, поскольку в краткосрочной перспективе приходилось платить немного больше. "Но такова цена фиксированной ставки в долгосрочной перспективе. Сама природа переменной ставки заключается в том, что она то повышается, то понижается, и когда ставки повышаются, приходится платить за кредит больше, и именно в этом периоде мы сейчас находимся. Такова модель банковского бизнеса, и это не секрет. Но теперь это стало популистской темой", - отметил Окерблом.
По его словам, речь должна идти о том, как позаботиться о людях, которые сейчас испытывают финансовые трудности, и как сделать так, чтобы они прошли этот цикл, поскольку процентные ставки не будут все время высокими.