Latvijas dzelzceļš агонизирует. Растерявшая грузы компания несет колоссальные убытки, сотнями увольняет сотрудников и распродает все, что есть. С молотка идут не только локомотивы, вагоны, железнодорожные станции и автопарк, но даже рельсы, вагонные замедлители, узлы и детали подвижного состава. По сути, оставаться на плаву компании позволяют лишь дотации со стороны государства, выбивать которые становится все сложнее.
Работать в условиях санкционной войны и сложнейшей геополитической ситуации «железка» не в состоянии. Ей не хватает средств даже для поддержания инфраструктуры. Как заявил министр сообщений Каспар Бришкенс, если еще несколько лет назад по железной дороге Латвии в год перевозилось 65 млн тонн грузов с востока (и это обеспечивало достаточно средств на содержание инфраструктуры), то сейчас в год перевозится всего 15 млн тонн. Причем наблюдается устойчивая тенденция к дальнейшему сокращению грузоперевозок.
«Пациент истекает кровью», – заявил Бришкенс, высказав надежду, что финансирование, выделенное в бюджете следующего года, «позволит остановить кровотечение».
Хотя это – большой вопрос. Во-первых, как поведала зампредседателя Латвийского союза свободных профсоюзов (ЛССП) Гита Ошкая, правительство еще не выплатило предусмотренное балансировочное финансирование на содержание железнодорожной инфраструктуры за 2022 год и 2023 год. А во-вторых, денег в бюджете 2024 для железнодорожников предусмотрено мало. В целом Минсообщения предполагается отстегнуть от щедрот госказны 40 миллионов евро, из которых 19 млн. евро предусмотрены на содержание публичной инфраструктуры железной дороги, а еще 19 млн. составит дотация на покрытие убытков общественного транспорта.
Непонятно, что будет и с людьми. Сейчас очень многие сотрудники железной дороги получают зарплату в 700-800 евро и уже со следующего года она окажется на уровне минимальной. Надо бы повышать. Профсоюз требует увеличения зарплаты или почасовой ставки хотя бы на 15%, но средств на это нет.
Под угрозой находится и масштабный проект по модернизации 48 станций и перронов. Общая стоимость проекта составляет 44,4 миллиона евро, из которых 37,8 миллионов – это средства фонда выравнивания ЕС. Однако с освоением этих средств у «железки» не задалось. Хотя все работы нужно сдать до конца года, на некоторых направлениях еще даже не начато основное строительство. Это означает, что, как и в случае с больницей Страдиня, латвийская железная дорога рискует потерять европейское финансирование, и тогда станции придется строить за счет государства.
По сути, чтобы сохраниться хоть в каком-то виде, «железке» остается одно – сворачиваться и ужиматься. О чем уже недвусмысленно заявил сам министр сообщения. Отметив, что долгосрочное содержание железнодорожного коридора и инфраструктуры, которые были созданы для перевозок 80-85 млн тонн грузов с востока, затруднительно, Бришкенс заявил, что государству придется определить, каков критический объем железнодорожной инфраструктуры.
Премьер-министр Эвика Силиня также склоняется к тому, что если поиск альтернативных решений (переориентирование компании на пассажирские перевозки, поиск новых направлений, новых грузов и новых партнеров и прочие кризисные бизнес-модели) не дадут результата, то придется думать о частичном замораживании «железки». Уж больно накладно. Тем более что у государства есть еще и AirBaltic, который также несет убытки и с завидным постоянством клянчит у государства средства на вспоможение.
Если сценарий с замораживанием победит, то железнодорожников, и без того едва сводящих концы с концами, ждет очередная волна масштабных увольнений. А государству придется смириться с потерей ценнейших и весьма специфических специалистов, воспитать которых за год-два невозможно.
Зарабатывать же Латвия будет не на транзите и даже не на пассажирских перевозках, а на чем-то вроде «грандиозного» проекта «Зеленые железные дороги», которым уже сегодня могут воспользоваться латвийские и иностранные туристы. Это пешеходные и велосипедные маршруты, проходящие вдоль бывших заброшенных железнодорожных линий в Видземе. Говорят, очень живописно. Ну, хоть какая-то польза…