В конце 2016 года «airBaltic» торжественно представила в аэропорту «Рига» новый самолет «CS300» канадского производителя «Bombardier». Латвийская авиакомпания первой в мире использовала его.
Сейчас в парке «airBaltic» 44 таких самолета, которые несколько лет назад были переименованы в Airbus A220-300 в результате изменений в структуре владельцев. Наша национальная авиакомпания решила очень тесно связать свои планы дальнейшего развития с этим конкретным самолетом.
«airBaltic» объявила на авиационной выставке в Дубае на этой неделе, что закупит еще 30 таких самолетов, и есть соглашение о праве заказа еще 20 самолетов «Airbus». Финансовые аспекты сделки не раскрываются, но ясно, что речь идет об обязательствах, которые измеряются миллиардами.
По словам главы airBaltic, авиационная отрасль оправилась от последствий пандемии. Оборот растет, компания может закончить этот год с прибылью до 10 миллионов евро.
Это восстановление также позволило договориться о столь амбициозной сделке. Соответственно, к 2029 году в распоряжении airBaltic может оказаться до 100 самолетов. Пополнение парка также будет означать гораздо более редкие ситуации, когда из-за затяжных проблем с запасным двигателем пассажиры рейса airBaltic ждут другой, не самый свежий самолет.
«В настоящее время у нас летают только самолеты «Airbus». Так будет всю зиму. Сейчас зимний сезон и самолетов у нас достаточно. Теперь мы знаем от производителя, что и в следующем году может возникнуть нехватка двигателей, поэтому может случиться так, что в следующем году нам придется выполнять некоторые полеты и на других самолетах», - сообщает президент «airBaltic» Мартин Гаусс.
Летом следующего года компания должна погасить или рефинансировать облигации на 200 миллионов евро, выпущенные пять лет назад. Первоначально планировалось сделать это путем выпуска новых ценных бумаг, но из-за опасений по поводу долгосрочных высоких процентных ставок и геополитического риска этот план был отменен.
Что делать дальше, пока не ясно, но глава компании говорит, что время еще есть и потенциальные решения есть.
В свою очередь, министр сообщения Каспар Бришкенс (П) не исключает возможности того, что государству, возможно, придется снова открыть свой кошелек и инвестировать в авиакомпанию, но пока это не базовый сценарий.
«Рефинансировать эти долговые бумаги можно, но если придется делать это по цене, которая уже начинает влиять на прибыльность компании, то, вероятно, придется искать другие альтернативы или искать момент, когда эти геополитические потрясения будут не настолько острыми, чтобы было возможно получить лучшие условия. Конечно, в этом случае государство как акционер должно ожидать, что акционеру также придется искать такое решение», — объясняет Бришкенс.
На данный момент государство инвестировало в «airBaltic» более полумиллиарда евро. Министр сообщения уверен, что это окупилось.