Чтобы понять масштабы, министр финансов пояснил, что изменение налога на добавленную стоимость (НДС) на один процентный пункт означает около 200 миллионов евро поступлений в бюджет. Также Ашераденс отметил, что в мире есть две страны, которые имеют тактику применения налога на прибыль предприятий – Латвия и Эстония.
Министр сообщил, что только что завершена оценка воздействия реформы этого налога и принято решение о сохранении его нулевой ставки для нераспределенной прибыли, что является значительной скидкой для компаний.
Также была оценена стоимость балансов всех стран Балтии и Европы - каковы собственный капитал и обязательства компании, сказал Ашераденс. Уровень кредитования на латвийском финансовом рынке практически не изменился с 2016 года. В 2016 году кредиты или обязательства составляли 14 млрд евро, в 2017 году — 14,5 млрд евро, в 2018 году — 14,3 млрд евро, в 2019 году — 14,2 млрд евро, в 2020 году — 13,6 млрд евро, в 2020 году — 13,1 млрд евро и в 2021 году — 13,6 млрд евро. Банки выдавали в долг примерно одинаковую сумму на протяжении многих лет, при этом акционерный капитал компаний рос и прибыль компаний тоже росла. Из убытков в 2015 году прибыль компании в целом выросла до шести миллиардов евро в 2021 году.
«Что это показывает? Это показывает, что действия были правильными и что капитал компаний позволил финансировать экономический рост. Если банки говорят, что компании не растут активно и им нечего кредитовать, то видно, что это неправда», — сказал Ашераденс.
Министр подчеркнул, что налоговая политика не может быть отделена от экономической политики. У Латвии есть фундаментальная проблема с потенциальным ростом валового внутреннего продукта (ВВП). Оценка роста также показывает это. Если в 2023 году страна вошла в небольшую рецессию, то в следующем году прогнозируется рост ВВП на 2,4%. По мнению министра финансов, следует быть немного осторожными, поскольку "большие моторы" Европы еще не оживились, в том числе и шведская экономика, которая выглядит не очень хорошо.
Прогнозы показывают, что Латвия останавится в коридоре роста ВВП на уровне 2,9% или 3%. Ашераденс пояснил, что макроэкономическая задача состоит в том, чтобы изменить структуру экономики, чтобы выйти на рост выше 3%.
«Есть несколько шагов, которые необходимо предпринять. Первый шаг, похоже, был инициирован именно правительством, и это вопрос человеческого капитала. Существует Совет по человеческому капиталу, который начинает структурированно рассматривать эти вопросы. - что следует делать. Первая большая проблема - это уровень занятости», - сказал Ашераденс.
Он пояснил, что в 2020 году мы опустились ниже уровня, когда половина населения страны работает и содержит другую половину. Если в 2019 году в Латвии было трудоустроено 910 000 человек, то в 2020 году их будет всего 893 000. Прогнозы показывают, что в 2026 году их будет всего 879 000, из них по-прежнему 23 000 граждан третьих стран, в том числе граждан России. В настоящее время занятость имеет отрицательную динамику.
Министр финансов подчеркнул, что мобилизация рабочей силы является очень важным аспектом. Самый низкий уровень занятости у людей старше 55 лет – есть инвалиды, много хронически больных, что является проблемой здравоохранения. Также очень большая группа - 375 тысяч человек с латвийскими паспортами - находится за пределами Латвии. Ашераденс выразил уверенность, что не менее 30 тысяч человек можно было бы довольно легко вернуть в Латвию при наличии конкретной программы - здесь есть работа, здесь есть место для жизни и школа для детей.
«У нас есть большой пакет средств Европейского Союза (ЕС) для целевого образования трудящихся. Отчет Госконтроля по этому поводу крайне критичен. Так сказать, «красивые и умные» очень активно этим пользуются и взращивают свой карьерный потенциал, но остальная масса, а это около 80%, неподвижна. Это надо менять в ближайший период и мы над этим работаем. С другой стороны, с точки зрения производительности есть автоматизация и роботизация - других рецептов здесь нет. Искусственный интеллект может многое сделать и в государственном управлении. И третье направление - это инвестиции, над которыми мы работаем», - сказал Ашераденс.
Продолжая говорить о потенциале роста ВВП, Ашераденс отметил, что экспорт составляет до 85% ВВП Латвии. По его словам, это говорит об экономике, что приоритетом правительства являются предприятия-экспортеры, предприятия с высокой добавленной стоимостью, и рост экспорта - большой вопрос Латвии.
"Внутренний рынок Латвии относительно небольшой, если вы хотите на нем работать, очень хорошо, но наша первоочередная задача - увидеть, каким образом растут экспортные отрасли и насколько успешно наши компании интегрируются в международные цепочки. Это приоритеты в бюджете", - подчеркнул Ашраденс.
Министр указал, что следующий шаг - госуслуги, создание бюджета, найден способ реструктуризировать деньги в образовании, в том числе среди университетов, получивших достаточный и хороший толчок.
Здравоохранению было выделено дополнительное финансирование, и вызовом будет то, сможет ли система здравоохранения измениться, сказал Ашераденс, отметив, что необходимы данные, чтобы увидеть, что происходит в системе. В настоящее время бюджет здравоохранения составляет 1,9 миллиарда евро. Ашераденс подчеркнул, что это огромный бюджет и нужна система управления, чтобы целенаправленно этим управлять, и система подсказывает, какого результата нужно достичь.
«Экономический комплект состоит из налогов, фондов и инвестиций. На данный момент непонятно, каким образом мы наращиваем инвестиции. Впервые в правительстве создан Комитет по стратегическому управлению во главе с премьер-министром, который будет рассматривать этот вопрос комплексно, и есть отдельные вопросы в компетенции министерств. Мой вопрос - это развитие рынка капитала. Этот вопрос не остался без внимания. Этим всем я хочу сказать, что экономика в бюджете никуда не исчезла. Бюджет не может напрямую субсидировать экономику, но есть безопасность, государственные услуги и общая стратегия развития экономики», - сказал Ашераденс.