Впрочем, как отмечают сами страховщики, прирост этот объясняется не только и не столько тем, что жителями Латвии вдруг овладело непреодолимое желание страховать себя и все вокруг себя на все случаи жизни; частично эти показатели обусловлены воздействием инфляции, особенно в таких секторах, как страхование имущества, здоровья, КАSКО и ОСТА.
Цифры прироста даются непросто
Если говорить конкретно о видах страхования, то лидирующую позицию на рынке по–прежнему продолжает занимать страхование здоровья, где рост составил 21%, а общий объем подписанных премий за восемь месяцев составил 113,1 млн евро (23,9% рынка).
Второе и третье место соответственно занимают KASKO (85,2 млн евро премий и рост на 15%) и ОСТА (78,5 млн евро премий и рост на 14%). Четверку лидеров замыкает страхование имущества (74,7 млн евро в подписанных премиях).
В похожем порядке расположились и данные о компенсациях.
В целом за первое полугодие страховщики выплатили клиентам 293,7 млн евро. Из них самая крупная сумма выплат ожидаемо пришлась на страхование здоровья — 71,2 млн евро. За ним следует:
* страхование жизни (63,4 млн евро)
* KASKO (54,6 млн евро)
* страхование имущества (45,8 млн евро)
* ОСТА (43,1 млн евро)
Правда, в этот "список лидеров" позже могут быть внесены некоторые коррективы, связанные с последствиями урагана, который пронесся над Латвией в начале августа.
Позитивные изменения наблюдались в секторе страхования путешествий. Здесь прирост премий за 8 месяцев по сравнению с прошлым годом составил 12%, в то время как объем компенсаций за тот же период увеличился лишь на 2%.
Это может быть связано с тем, что люди, с одной стороны, продолжают активно путешествовать, а с другой — что туристическая отрасль понемногу приходит в себя после прошлогоднего постковидного бума и хаоса, возвращаясь к нормальному рабочему ритму.
Людям не до "завтра", выжить бы сегодня…
Зато ситуация, сложившаяся в секторе накопительного страхования жизни, вызывает у страховщиков немалую обеспокоенность. Еще недавно очень популярный, этот вид страхования за относительно короткое время снизил свои лидерские позиции на рынке, сместившись по всем показателям на пятое (!) место.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем подписанных премий в этом сегменте уменьшился на 20%. С одной стороны, это вполне объяснимо, с другой — по мнению страховщиков, такое положение вещей не может не тревожить.
— Анализируя тенденции в сегменте накопительного страхования жизни, мы видим, что экономическая ситуация в прошлом году серьезно повлияла на повседневные расходы населения, — говорит председатель правления ERGO–Baltija Урзула Дешка. — Особенно это ощущалось в конце прошлого и начале этого года, когда сбережения попросту опустошались. Многим потребуется время, чтобы восстановить объем своих сбережений до прежнего уровня.
В настоящее время количество договоров накопительного страхования жизни сократилось — соответственно сократилась и общая сумма премий. В то же время увеличивается среднемесячная сумма, которую жители готовы откладывать для создания накоплений. Это очень важно, если задумываться об объеме сбережений в будущем, поскольку Латвия сталкивается с серьезными вызовами, связанными с проблемами старения общества. В будущем работающим придется содержать большее количество пенсионеров, к тому же ожидается, что уменьшится так называемый коэффициент восполняемости пенсий, т. е. какую часть среднего уровня заработной платы в стране будет составлять средняя пенсия по возрасту. Если сейчас пенсионер получает 35–40% от средней зарплаты в стране, то в 2060 году она может составить только 25%. Эти прогнозы делают вопрос накоплений еще более актуальным, чем раньше.
"Я подумаю об этом завтра!"
Определенный плюс, который, правда, проявится в более отдаленной перспективе, видит в нынешнем минусе генеральный менеджер Eurolife Latvia Нэлли Короленко:
— Осознанное и добровольное накопительное страхование пока не имеет широкого распространения в Латвии. На это влияют в первую очередь экономические факторы: потребительская способность ограничена непомерно растущими ценами на удовлетворение основных жизненных потребностей. Соответственно большинство жителей живет по принципу Скарлет О'Хары из известного романа: "Я подумаю об этом завтра!"
В свою очередь, президент Латвийской ассоциации страховщиков Янис Абашинс считает причиной не только экономическую ситуацию как таковую, но и то, что часть латвийцев не всегда верно расставляет приоритеты в части создания для себя долгосрочной финансовой подушки безопасности:
— По информации банков, люди накапливают средства на счетах и депозитах — то есть у части общества свободные средства все–таки имеются, и их следует инвестировать наиболее эффективным и подходящим образом, в том числе в долгосрочные виды инвестирования. К тому же хотелось бы напомнить, что в Латвии на несколько видов долгосрочных накоплений предоставляются налоговые льготы, в том числе для накопительного страхования жизни.
Ясно, что под воздействием общеэкономических условий у людей меняются приоритеты и создание финансового резерва временно откладывается. Но это не должно откладываться слишком надолго.
Зонтик от шторма
Пока в мировом публичном пространстве продолжаются дискуссии на темы, связанные с изменениями климата — действительно ли грядет глобальное потепление, насколько серьезными могут быть последствия и т. д., страховые компании ощущают эти изменения, образно говоря, на собственном кошельке — выплачивая компенсации за ущерб после очередного стихийного бедствия.
Это касается и Латвии: местные компании единогласно утверждают, что природные катаклизмы не только участились, но и раз от раза становятся все более интенсивными. Недавний пример — буря с градом в начале августа; объем выплат за причиненный стихией ущерб измерялся миллионами евро.
— Буря 7 августа этого года должна рассматриваться как предупреждение о том, что в Латвии возможны сильные ураганы, которые могут угрожать не только имуществу — зданиям, транспортным средствам, обработанным полям, — но и жизни людей, — говорит член правления AAО BALTA Улдис Дзинтарс. — Эксперты по климатическим изменениям прогнозируют, что бури будут происходить все чаще и станут более мощными, и, как показывает недавний опыт, особенно разрушительным может быть град. В связи с ущербом, нанесенным домам и посевам, наша компания получила более 250 заявок на страховые выплаты по KASKO за повреждения, причиненные градом автомобилям.
Почти в трети случаев затраты на ремонт приближаются или даже превышают рыночную стоимость автомобиля. Это явный сигнал владельцам автомобилей: если не хочешь рисковать тем, что придется покупать новый автомобиль за собственные деньги, разумно выбрать страхование KASKO.
Однако еще важнее, чем страхование имущества, заботиться о том, чтобы не пострадали люди. Наибольший диаметр градин в Латвии достиг 7 см, в то время как в Германии наблюдались градины диаметром 12 см, которые еще более опасны. Поэтому важно, чтобы общество осознавало угрозы и знало, как действовать при получении штормового предупреждения.
Руководитель компании Gjensidige Latvija Санита Гловецка отмечает, что после августовского урагана в выигрыше оказались те, кто заблаговременно "подстелил соломки", а многие извлекли из этого урок:
— Клиенты, заблаговременно застраховавшие свое жилье, чувствовали облегчение, так как самый большой ущерб от ураганов был связан с сорванными крышами домов; не будь страховки, восстановление и ремонт означал бы для владельца жилья огромные финансовые расходы из собственного кармана.
В целом после недавних стихийных бедствий мы чувствуем значительный рост интереса клиентов к страхованию. Например, после последнего сильного града значительно увеличилось число клиентов, желающих приобрести КАSКО–страхование для своего автомобиля.
Мы видим, что в сознании потребителей все больше укрепляется мнение, что страхование — это необходимость. Так что спрос будет только расти, поскольку в Латвии по–прежнему остается много незастрахованной недвижимости.
Новые риски — новые продукты
Еще в 2018 году на Всемирном экономическом форуме был выделен топ–10 наиболее вероятных рисков, актуальность которых, к сожалению, сегодня только возросла и усугубилась. В числе этих рисков, в частности, назывались кибератаки, мошенничество с данными или их кража, неблагоприятные последствия изменений климата, теракты, масштабная вынужденная миграция, рукотворные экоаварии и др.
Говоря о новых потенциальных рисках в местных реалиях, латвийские страховщики сегодня делают акцент на дигитализации, которая все шире и глубже проникает практически во все, в том числе жизненно важные сферы нашего общества. Благодаря роботизации, искусственному интеллекту и прочим инновациям создаются все более комфортные условия жизни, повышается эффективность многих производственных (и не только) процессов. Однако наряду с прогрессом неизбежно возрастает и зависимость, и уязвимость общества. Несмотря на все предпринимаемые меры защиты, далеко не всегда оказывается возможным отразить кибератаку, предотвратить преступление в виртуальном пространстве и т. д.
Новым объектам потребуется адекватное страхование, в том числе в Латвии. Так, по наблюдениям страховщиков, уже сейчас все более актуальным становится страхование солнечных батарей; судя по всему, линейка продуктов, связанных с этим направлением, будет только расширяться.
Прогнозируется также развитие различных "экзотических", или "нишевых", страховых продуктов — т. е. сделанных специально под специфические потребности отдельных социальных групп.
И, наконец, еще одна тенденция, связанная не столько с конкретными продуктами, сколько с принципиальным изменением в подходе к процессу страхования как таковому: явный переход от концепции "предложение/продукт" к концепции "человек/клиент". То есть если раньше создавались унифицированные продукты, которые и предлагались независимо от конкретных нужд клиента, то сегодня во главу угла ставится именно клиент, а предлагаемые продукты адаптируются под его индивидуальные потребности и пожелания.
Экспертиза
Урзула Дешка, председатель правления ERGO–Baltija и руководитель латвийского филиала:
— Несмотря на тотальное подорожание жизни, люди по–прежнему продолжают заботиться о своей подушке безопасности в различных сферах жизни, приобретая страховые полисы. Звучавшие ранее опасения, что полисы перестанут покупать вообще, не подтвердились: люди продолжают страховать и себя, и свое имущество.
На отрасль серьезно повлияла инфляция: ведь стоимость страховых услуг и продуктов тесно связана с затратами в других сферах. Например, подорожание в строительстве напрямую отразилось на среднем размере компенсации при восстановлении имущества после чрезвычайных происшествий, рост цен на энергоресурсы, человеческие ресурсы и запасные части в автосервисах — на стоимости ремонта автомобилей, и, как следствие, на увеличении среднего размера компенсации KASKO и ОСТА. И таких примеров очень много!
Обладателям медицинских полисов также пришлось приспосабливаться к относительно большому взлету премий, ставшему следствием, во–первых, инфляции в здравоохранении, а во–вторых, снижения доступности услуг, финансируемых государством.
И все–таки страхование здоровья по–прежнему остается одной из важнейших составляющих в системе мотивации сотрудников и в обозримом будущем по–прежнему будет играть большую роль. Хочется надеяться, что государство найдет возможность пойти навстречу работодателям и в условиях столь высокой инфляции даст возможность пересмотреть установленный потолок ограничения налоговых льгот в размере 426 евро, который действует уже почти 20 лет.
Нэлли Короленко, генеральный менеджер Eurolife Latvia:
— Общая мировая экономическая и политическая ситуация, с одной стороны, ограничивает наши экономические возможности. Но с другой стороны — осознание масштабной угрозы для человека при мировых форс–мажорах (пандемия, стихийные действия и др.) побуждает человека более ответственно подходить к вопросу о своем будущем и будущем своих близких и позаботиться об этом заранее.
Самым болезненным краткосрочным риском на сегодняшний день я бы назвала крайне ограниченную доступность бесплатной (т. е. финансируемой государством) медицинской помощи. Соответственно продолжает сохраняться необходимость в качественном медицинском страховании.
Из долгосрочных проблем наиболее актуальная — отсутствие гарантированного капитала, необходимого для удовлетворения таких жизненно важных нужд каждого человека, как образование детей, пенсионное обеспечение, при котором человек имеет возможность жить полноценной жизнью, не урезая себя в самом необходимом (питание, лечение и реабилитация, культурные потребности и др.).
Улдис Дзинтарс, член правления BALTA:
— Несмотря на снижение покупательной способности общества, спрос на страхование не уменьшился. Растет понимание, что каждый подвержен рискам, — соответственно растет стремление минимизировать эти риски, в том числе при помощи страхования.
Во время кризиса 2008 года, который, безусловно, был гораздо глубже происходящего сейчас, рынок страхования сократился на 50 процентов. Сейчас же, несмотря ни на что, на рынке наблюдается рост, измеряемый двузначными цифрами.
Оказывают влияние и внешние события. Например, геополитическая ситуация прямо повлияла на страховую деятельность в некоторых аспектах. Так, Россия и Белоруссия были исключены из европейской системы "Зеленой карты", и граждане этих стран больше не могут путешествовать в ЕС со страховкой ОСТА России или Белоруссии. Еще больше повлиял сопутствующий фактор — в виде роста цен в строительной и авторемонтной отрасли.
Говоря о будущем, мы надеемся, что в среднесрочной перспективе число клиентов будет продолжать расти и отрасль будет развиваться даже быстрее, чем в среднем по Евросоюзу.
В долгосрочной перспективе — на 10–15 лет — еще сложно оценить, что именно будет в тренде, можно лишь прогнозировать, что это так или иначе будет связано с развитием технологий, таких, например, как беспилотные (самоуправляемые) транспортные средства, искусственный интеллект и т. п., что, в свою очередь, повлечет за собой изменения в привычках и потребностях клиентов.
Санита Гловецка, руководитель Gjensidige Latvija:
— В страховании, как и в других отраслях, наблюдается общий рост цен. Этo во многом обусловленo ростом цен у наших партнеров, которые предоставляют услуги нашим клиентам после происшествий. Также свое влияние оказывают стихийные бедствия, которые происходят регулярно и с каждым разом все более интенсивно. Это все вынуждает страховщиков пересматривать условия имеющихся продуктов и неизбежно влечет за собой общее удорожание.
Вероятно, не стоит ожидать существенного снижения цен на страховые продукты, по крайней мере в обозримом будущем. Ведь стоимость услуг страховщика напрямую зависит от партнеров — поставщиков услуг. Но в настоящее время мы не видим ни одного признака, который указывал бы на возможное снижение стоимости услуг партнеров. Следовательно, снижения цен на страхование также не предвидится.
При этом нельзя не отметить, что меняется и клиент. Например, если раньше к нам нередко обращались только потому, что этого требовал банк, то сейчас это понимание необходимости, ответственное отношение к своему имуществу.