При этом он подчеркнул, что многое зависит как от ситуации в авиационной отрасли в мире, так и от цены финансовых ресурсов.
Министр сообщил, что сейчас ведется работа по поиску банка-эмитента, и сроки IPO также будут зависеть от его мнения.
«Поэтому это не будет решение, которое Министерство сообщения или Кабинет министров примут по прихоти. По мере приближения ко второму полугодию мы посмотрим, будет ли общая конъюнктура авиационной отрасли благоприятной, будет ли на финансовых рынках спрос на IPO такого типа. Если это удастся, то это станет огромным шагом в развитии airBaltic, даст возможность перейти на следующий этап развития, а также даст Латвии возможность вернуть средства, которые были вложены во время Covid-19 в качестве государственной поддержки, - в общей сложности около 400 миллионов евро", - сказал Бришкенс.
Он также признал, что в настоящее время нет конкретного решения относительно того, какая доля акций airBaltic должна быть размещена на бирже, поскольку необходимо с самого начала видеть, какова ситуация на рынке.
«Если мы заранее сигнализируем, сколько их будет, это, конечно, сразу же отразится на аппетите рынка, и нет никакой гарантии, что это будет в позитивном ключе. Мы можем смело отложить это решение до тех пор, пока не получим объективную рыночную оценку капитала акций airBaltic, сообщил Бришкенс.
Министр также заявил, что в настоящее время компания оценивает все возможности рефинансирования облигаций на сумму 200 млн евро, срок действия которых истекает в июле 2024 года. Бришкенс отметил, что консультанты также прекрасно понимают, что рефинансирование этих ценных бумаг является одной из важных предпосылок для возможности подать заявку на успешное IPO. Поэтому одно из решений состоит в том, чтобы банки, организующие IPO, также помогали рефинансировать облигации.
В то же время, на вопрос, может ли государство как акционер airBaltic рефинансировать облигации, поскольку государство может брать займы на финансовых рынках на более выгодных условиях, чем компания, Бришкенс отверг такую возможность, поскольку тогда это будет считаться государственной помощью.
«Цена денег на данный момент очень высока. Государство является акционером airBaltic, и если все остальные варианты исчерпаны или они отрицательные, всегда есть возможность поговорить с акционером. Но у нас уже есть обязательства по государственной поддержке, предоставленной ранее во время Covid-19, и государство не может просто вливать новые деньги по ставкам, под которые государство может брать кредиты. Даже если государство в какой-то момент инвестирует в airBaltic в виде кредита или иным образом, это должно быть сделано на рыночных условиях. Здесь не может быть так, что на рынке можно получить одну ставку, а государство дает кредит по вдвое меньшей ставке, потому что тогда это будет государственная помощь, которая не разрешена в Евросоюзе", - подчеркнул министр сообщения.
Он добавил, что в настоящее время не видит никаких "красных или желтых флажков", которые бы сигнализировали о необходимости государственной поддержки, поскольку airBaltic может самостоятельно занимать средства на финансовых рынках, а кредитный рейтинг компании не изменился.
На вопрос, может ли какая-либо другая компания в транспортном секторе, акционером которой является министерство, быть подготовлена к IPO, Бришкенс ответил, что сейчас речь идет только об airBaltic.
«Хотя чисто теоретически, если мы посмотрим на те компании, которые работают в конкурентных условиях, я точно не исключаю, что в будущем мы могли бы рассмотреть возможность листинга миноритарных акций этих компаний на фондовой бирже с целью создания необходимого капитала для развития компании, улучшить управление, дать толчок развитию латвийского рынка капитала», - сказал Бришкенс.
С другой стороны, практически все общества капитала должны оценить возможности участия в рынке капитала путем выпуска облигаций, сказал министр.
«Традиционно компании капитала больше полагались на банковские кредиты, особенно с достаточно большими залоговыми активами. Но я определенно призываю компании капитала в нашей отрасли оценивать выпуск облигаций как одну из возможностей получить доступ к необходимым средствам для инвестиций», - сказал Бришкенс.
Уже сообщалось, что агентство деловых новостей Bloomberg объявило в октябре, что airBaltic присоединилась к нескольким другим европейским компаниям, которые решили отложить выпуск высокорисковых облигаций из-за опасений по поводу долгосрочных высоких процентных ставок и геополитических рисков, влияющих на рынок.
airBaltic наняла «STJ Advisors LLP» и «Superia Corporate Finance» для консультирования по поводу планируемого IPO.
Оборот концерна airBaltic в 2022 году составил 500,17 млн евро, что в 2,5 раза больше, чем в 2021 году, а убытки компании сократились в 2,5 раза - до 54,219 млн евро.
За девять месяцев 2023 года по сравнению с соответствующим периодом 2022 года оборот концерна airBaltic увеличился на 40,8%, достигнув 510,632 миллиона евро. airBaltic за первые девять месяцев прошлого года работала с прибылью в 9,122 млн евро, в отличие от убытков годичной давности.
Латвийскому государству принадлежит 97,97% акций airBaltic, а принадлежащему финансовому инвестору, датскому бизнесмену Ларсу Тюсену "Aircraft Leasing 1" - 2,03%.