Говоря о проекте Стратегии развития человеческого капитала, разработанном Министерством экономики, Валайнис отметил, что в настоящее время в Латвии насчитывается 70 000 человек, которые нуждаются в переквалификации, чтобы получить навыки с более высокой добавленной стоимостью, поскольку по мере продолжения экономического развития их нынешние навыки больше не понадобятся.
«У меня такое ощущение, что министру экономики каждый второй день приходится одевать туфли министра образования, поэтому вопросы образования также будут одним из приоритетов. У нас много ресурсов – мы вложили средства в учебные программы, инфраструктуру, поэтому мы несем ответственность за то, чтобы эти инвестиции использовались осмысленно и приносили максимальную выгоду», — сказал Валайнис.
В то же время структурные изменения запланированы и в Минэкономики, чтобы оно могло взять на себя большую роль в управлении человеческим капиталом.
"Следующее заседание Совета по развитию человеческого капитала запланировано на середину января, и мы уже ставим в его повестку дня вопросы о необходимости изменений", - сказал Валайнис в интервью, подчеркнув, что с работодателями ведутся дискуссии о том, как сделать так, чтобы система подготовки кадров была более конкурентоспособна.
Также Валайнис подчеркнул, что нельзя игнорировать последние мнения Государственного контроля относительно дублирования функций.
Говоря о системе образования взрослых, министр экономики заявил, что важно избегать ситуаций, когда средства, предназначенные для переподготовки, вкладываются в хобби, которым люди хотят научиться, «потому что это ему нравится, а не для того, чтобы лучше узнать свое дело и повысить продуктивность своих трудовых навыков».
Если Государственное агентство занятости (NVA) и Государственное агентство развития образования (VIAA) перейдут в подчинение Министерства экономики, министерство сможет взять на себя полную ответственность за это.
"Но это не единственный способ влиять на решения, и я считаю, что совместно с бизнес-организациями программы обучения удастся спланировать максимально эффективно", - сказал Валайнис в интервью.
При этом он подчеркнул, что самое главное - добиться цели, а "подчиняются ли эти ведомства Минэкономики или кому-то другому - совершенно не важно".
Говоря о действиях Латвии, учитывая старение рабочей силы, министр сказал, что производительность труда должна быть повышена.
"Видя данные, насколько мы отстаем в этом отношении от среднего показателя по Европейскому Союзу (ЕС) - мы достигаем всего 59% - нам есть куда вкладывать. Это образование, производительность компаний", - сказал Валайнис.
Кроме того, необходимо эффективно использовать существующие трудовые ресурсы, сказал Валайнис, добавив, что, по оценкам Банка Латвии, потенциальная неиспользованная рабочая сила в Латвии составляет не менее 73 000 человек. Это длительно безработные, люди предпенсионного возраста, молодежь, не получившая необходимого образования.
Министр подчеркнул, что необходимо продолжать говорить о реэмиграции, поскольку уехало чрезвычайно большое количество жителей Латвии, однако, если хотя бы часть вернется, это поможет решить проблему рабочей силы.
При этом речь идет и о гражданах третьих стран, которые уже приезжают в Латвию, в 2023 году их число составило около 15 тысяч, а в другие годы было еще больше. Валайнис подчеркнул, что в вопросе иммиграции малоэффективно работает контроль.
«Мы установили очень высокую бюрократическую планку, чтобы вообще можно было привлечь сотрудников, и предприниматель борется с чрезвычайно большой бюрократией, чтобы добраться до этого сотрудника. Но когда человек попадает сюда, перед ним открывается весь мир, он может ездить куда хочет, и ответственность пропадает», - сказал министр экономики.
Он отметил, что для того объема въехавших в Латвию граждан третьих стран надо, с одной стороны, снизить бюрократическую нагрузку, а с другой - обеспечить, чтобы все происходило под контролем и было понятно, что с этим человеком происходит дальше.
«Также моя договоренность с предпринимателями заключается в том, что мы даем им возможность проходить все процессы быстрее и с меньшей бюрократией, но налагаем обязанность контролировать то, что происходит с этим человеком. Если он «скрылся», то предприниматель должен немедленно сообщить об этом в соответствующие службы, они должны принять меры по аннулированию документов о проживании, которые дают право отправить этого человека в страну происхождения», - сказал Валайнис.