От 10 до 25% сельхозпродукции, импортируемой Францией, не отвечает стандартам, предъявляемым к французским производителям продуктов питания. Об этом Сенат страны предупреждал еще в докладе 2019 года. Несоблюдение французских норм, в том числе странами ЕС, причиняет сельскому хозяйству и потребителям большие убытки. В обществе вновь ставится вопрос «суверенитета» в сельхозпроизводстве.
«Для французского сельского хозяйства должны существовать эксклюзивные меры защиты», — заявил премьер-министр Франции Габриэль Атталь, выступая в парламенте, когда фермеры готовили «блокаду» Парижа.
Вопрос несоответствия импортируемой продукции действующим внутри Франции санитарным и социальным нормам стал одним из центральных в списке требований сельхозпроизводителей. Но он не нов.
Конкуренции французских фермеров с зарубежными производителями, использующими запрещенные во Франции препараты и не соблюдающими рабочие нормы посвящён доклад Сената 2019 года. Требования для обеспечения «сбалансированных торговых отношений» в этом секторе, гарантирующих «здоровое, устойчивое питание, доступное для всех» закреплены в законе от октября 2018 года.
Доклад Сената уточняет, что хотя сальдо экспорта сельхозпродукции остается положительным, её импорт во Францию с начала 2000-х годов удвоился. Поэтому констатация факта, что 10–25% продукции (в том числе из соседних стран Евросоюза) не соответствуют действующим во Франции нормам, представляет собой настоящую проблему, так как объемы поступающей продукции удваиваются.
Недостаточный контроль импорта
Сегодня Франция импортирует 20% потребляемых сельхозпродуктов. Это значит, что каждая вторая курица в магазине, треть овощей и две трети фруктов импортные.
Однако, как объясняют эксперты, лишь от 3 до 7% импорта реально контролируется. А контроль на границе не сравним со строгостью постоянного контроля социальных, экологических и санитарных норм, проводимых во Франции в течение всего цикла сельхозпроизводства.
«Фермеры правы» — объяснял один из экспертов французского телевидения. Нормы, которые ввела на своей территории Европа, оборачиваются против нее, если те же критерии не применяются в отношении импорта.
К примеру, пестицид диметоат, применяемый производителями вишни, был запрещен во Франции в 2016 году, а затем в Европейском союзе в 2019 году. С этого момента присутствие этого сильнейшего пестицида на плодах должно было быть сведено к нулю и импорт обработанной вишни в Европу запрещен. Но, из-за снижения производства вишни, последовавшего в Европе после введения нормы, Европа компенсировала недостачу импортом обработанной пестицидом вишни из Турции.
Польское яблоко раздора
Создают французским фермерам трудности и экологические нормы, введенные в стране в одностороннем порядке. В 2016 году Франция, единственная страна ЕС, запретила никотоноиды, вызывающие массовую гибель пчел. Но Германия этого не сделала. Результат — падение во Франции производства сахарной свеклы на 30% (в некоторых хозяйствах до 70%, данные 2020 года — Confédération générale des planteurs des betteraves). Производство упало, и сахар стали импортировать из соседней Германии.
Польские яблоки во Франции стоят в два раза дешевле французских. Потому, что оплата труда в Польше оплата труда в этой стране и обязательные отчисления ниже. Те же причины делают неконкурентоспособными внутри ЕС и на международном уровне французские птицефермы и производителей молока.
Франция, указывают эксперты, все еще остается нетто-экспортером молока (то есть экспортирует больше, чем импортирует), но его производство продолжает снижаться. И, к 2027 году, Франция может стать нетто-импортером молока. Тогда может произойти «невообразимое» для среднего француза — в магазинах могут появиться сыры «бри» и «камамбер», сделанные на основе молока из Голландии или Германии.
Пока производители пугают политиков и потребителей «чудовищными» последствиями для экономики, экспорт Франции, по официальным данным, удерживает позиции, сравнимые с авиационной промышленностью. Экспорт вина и спиртных напитков по данным на 2022 год составил 15,7 миллиардов евро (отрасль стоит на втором месте по экспорту после авиастроения), а зерновых культур в 2022 — 10,7 миллиардов евро.
В 2022 году общее положительное сальдо в торговле сельскохозяйственной продукцией (Таможня) составило 10,3 миллиардов евро.
Это объясняет поддержку договоров о свободной торговле, в том числе ЕС-МЕРКОСУР, со стороны крупных производителей сельхозпродукции. Поскольку такой режим, в целом, благоприятен для Франции.