В результате дела о картеле крупнейшие компании отрасли были исключены из контрактов, но заявки на строительство претендуют и компании с российскими корнями, ранее обвинявшиеся в контрабанде.
До конца этого года почти вся восточная граница Латвии должна быть защищена забором, так в этом году должно быть построено 180 километров на границе с Россией и 34 километра на границе с Белоруссией. В результате дела о картеле крупнейшие компании отрасли были исключены из контрактов, но заявки на строительство претендуют и компании с российскими корнями, ранее обвинявшиеся в контрабанде.
На еще не закрытую российскую границу в этом году планируется потратить около 146 миллионов евро. «Hagberg Construction» и «Citrus Solutions» начнут строительство 29 самых срочных километров в марте. Эти же предприятия выбраны и на следующие 65 километров, но помимо них договор будет заключен еще с двумя предприятиями – «Latvijas autoceļu uzturētāju» и «Nordes būvi». Третий - 67-километровый участок - закупка пока находится в стадии оценки, а еще 20 километров построят «Valsts nekustamie īpašumi» совместно с Национальными вооруженными силами, у которых есть инженеры с соответствующим опытом.
Один из выбранных застройщиков – «Latvijas autoceļu uzturētāju» – является государственным предприятием. Планируется привлечь 11 субподрядчиков, оценку которых в настоящее время проводит СГБ. Один из них — ООО «DSM», которое до прошлого месяца называлось «DSM masters». Членом правления этой компании до этой недели был Сергей Азубин. Год назад группа журналистов-расследователей из нескольких стран расследовала, что компания, принадлежащая Азубину в Польше, занималась контрабандой подсанкционной древесины из Беларуси и России в Европу.
Второй строитель «Nordes būve» был известен в отрасли до 2021 года под названиями: «Kodols M», а еще до этого — «LNK Construction». Компания принадлежала семье строителя Александра Милова. Смена названия и владельца совпала со скандалом вокруг строительного картеля. «Kodols M» была одной из 18 компаний, которые KNAB и Совет по конкуренции заподозрили в участии в строительном картеле. Однако штраф был применен к другой компании Миловой – «LNK Industries». Именно эту компанию – «LNK Industries» – «Nordes būve» заявила в качестве субподрядчика при строительстве границы. Из-за картельного штрафа «Valsts nekustamie īpašumi» не разрешили нанять такого субподрядчика.
«LNK Industries» по-прежнему принадлежит семье Миловых. В их концерн также входят компании «Aviatest» и «LNK Aerospace», которые занимаются испытаниями российских самолетов «Сухой» и вертолетов, используемых в военной промышленности.
Сейчас крупнейшим владельцем "Nordes būves" с долей 90% является немецкая компания ("BIH - Baltische Industrieholding GmbH"), принадлежащая Константину Пановко. 10% акций принадлежат Валдису Коксу, он также входил в совет директоров компании до прошлой недели. В последние месяцы Кокс и другая его компания — SIA «Velve» — оказались замешаны в скандале, связанном со строительством здания больницы Страдини. На прошлой неделе его сменил во главе «Nordes būves» Юрис Фридманис, занимавший руководящие должности в других строительных компаниях.
Пановко, гражданин Германии, стал также владельцем других компаний группы LNK, ранее принадлежавших Александру Милову. В немецкой прессе Пановко описывается как совладелец берлинской компании по связям с общественностью и лоббированию. Сообщается, что вместе со своим партнером Игорем Подбережским он организовал кампанию по освобождению украинского политика Юлии Тимошенко из тюрьмы.
В российской прессе они упомянаются в связи с несколькими российскими олигархами. Подбережский попал в поле зрения американских следователей, поскольку его латвийская компания «Laudato» производила выплаты бывшему советскому шпиону Ринату Ахметшину. Ахметшин встречался с сыном Дональда Трампа и был одним из людей, подозреваемых во вмешательстве России в выборы в США в 2016 году.
СГБ не комментирует строителей границы. Однако служба сообщает, что с момента вторжения России на Украину было тщательно досмотрено и опрошено 18 тысяч иностранцев в пунктах пропуска через границу. 1039 из них было отказано во въезде в Латвию. Большинство из них — граждане России, Белоруссии, а также Украины из Донбасса. Причиной стали подозрения в шпионаже, поддержке российской агрессии, а также участии в тяжких преступлениях.