«Поэтому, может быть, попробуем с другой стороны, попробуем с позитива? Покажем малому бизнесу, и большому бизнесу, что дает снижение административной нагрузки, что сокращает время выполнения обязательств перед государством. Тогда те, кто возможно сейчас работает в теневой экономике, не легализуется, не платит налоги, поймут, что действовать честно проще и комфортнее, ночью можно спать спокойнее, чем прятать, прятаться и искать, где взять наличные, чтобы заплатить работникам в конвертах», — сказала Шмите-Роке.
На вопрос, почему в отношении малого бизнеса Латвия так долго идет к примеру Эстонии, где уплата налога автоматически осуществляется через банковский счет, Шмите-Роке ответила, что в Латвии уже есть счета для доходов от хозяйственной деятельности плательщиков налога на микропредприятия, но таких пользователей мало, и такие счета предалагают открывають только в одном банке.
«Поэтому я стараюсь в каждом разговоре подчеркивать, что если вы являетесь плательщиком налога на микропредприятия, если у вас нет расходов на хозяйственную деятельность, откройте такой счет и вам не понадобится бухгалтер, вам не нужно будет предоставлять декларации, банк договорился с государством и оно сделает все само», - сказала Шмите-Роке
Всего с конца 2022 года по сегодняшний день счет доходов от хозяйственной деятельности открыли 273 налогоплательщика, при этом на 31 декабря 2023 года зарегистрировано 9 504 налогоплательщика микропредприятий.
Изначально было нормой, что банк мог условно заморозить 40% или 25% суммы на счете для уплаты налогов. С начала этого года ставка налога на микропредприятия едина - она составляет 25%, которые банк удерживает и направляет на налоговые выплаты, поэтому Шмите-Роке надеется, что эти изменения повысят активность уже существующих плательщиков налога на микропредприятия.
Также глава СГД указала, что в настоящее время под руководством Минфина работает рабочая группа по совершенствованию налоговой политики, в которую входят представители всех коалиционных партий и бизнес-организаций. На повестке дня стоит пересмотр налогов на рабочую силу, и одним из основных принципов является желание снизить административную нагрузку.
По мнению Шмите-Роке, при консолидации существующих налоговых режимов и корректировке требований, как и к налогоплательщикам микропредприятий, другие пользователи налогового режима, например, получатели авторских гонораров, также должны оценить возможности использования счета доходов от хозяйственной деятельности. так что надо говорить не о примере Эстонии, а о примере Латвии.
Также на сайте СГД есть много очень хорошей и полезной информации, но ее много и порой она не совсем логично организована, поэтому люди путаются. Шмите-Роке выразила мнение, что необходимо исходить из жизненных ситуаций. Например, если человек продает свою единственную недвижимость, он часто не знает, что ему нужно искать информацию о налоге на прирост капитала. Веб-сайт должен давать людям четкие ответы о том, как поступать в самых разных жизненных ситуациях.
Поэтому Шмите-Роке заявила, что следует изменить содержание и оформление сайта СГД, а также форму, в которой СГД предоставляет информацию клиентам.
«Идея состоит в том, чтобы преобразовать его в соответствии с интуитивным подходом клиентов. Мы уже много лет делаем все для клиентов. Почему это не сработало? Потому что мы думаем, что знаем, чего хотят клиенты, но мы одинаково относимся и к огромным компаниям, и к небольшим крестьянским хозяйствам. Мы не смогли «встать на их место». Это также причина, по которой я осмелилась подать заявку на участие в конкурсе, потому что эти идеи всегда витают в воздухе, но никогда четко не излагаются на бумаге, как большая концепция», — сказала Шмите-Роке.
Она добавила, что не планирует совершать революцию, просто многие вещи нужно представить с другой стороны, например, цифровые процессы СГД. Шмите-Роке подчеркнула, что СГД является одним из самых цифровых государственных учреждений в Латвии и даже в Европе, но клиент этого не чувствует, потому что СГД создала все это как процесс налогового администрирования, а не обслуживания клиентов.
Шмите-Роке сказала, что уже составлен список вещей, которые помогут СГД стать более клиентоориентированной. Глава СГД сообщила, что административная нагрузка, объем подаваемых документов и время принятия решений СГД будут еще больше сокращены. Если сейчас Закон об административном процессе предусматривает, что он составляет до 30 дней, то при оценке практики он обычно составляет до 10 дней, и Шмите-Роке выразила мнение, что это также должно быть предусмотрено в нормативных актах.