Она признала, что у СГД даже не хватает сил, чтобы все это сделать, и учреждение нацелено на более крупные долги. "Чтобы не было такого, что какой-то щепетильный надзорный орган может указать нам на это, начнем с того, что в законе укажем, что этот порог должен быть выше. Однако, безусловно, в первую очередь мы работаем с крупными должниками", - сказала Шмите-Роке.
Что касается малого бизнеса, Шмите-Роке пояснила, что если СГД выйдет из здания на улице Талеяс и пойдет к кому-то, то это, конечно, не одно мелкое нарушение в конкретный момент. Только если в компании накапливается много мелких нарушений или два-три крупных нарушения, то есть создаются значительные риски, только тогда она попадает в поле зрения надзорных органов СГД.
Глава СГД отметила, что система рейтинга налогоплательщиков все это покажет открыто. Рейтинг показывает уровень соблюдения налоговых обязательств. Если кто-то просто забыл подать декларацию и подает ее позже, это, конечно, не причина прихода СГД, должен быть какой-то другой вид деяния, подчеркнула Шмите-Роке.
«Да, жалобы могут быть, и мы их ценим. Однако, если мы чувствуем, что соседу просто не нравится, что кто-то по соседству готовит слишком много индийской еды, мы не побежим сразу с проверкой. Но если увидим, что существует также потенциально нелегальная занятость, возможная заработная плата в конвертах, тогда, когда эти многочисленные маленькие части головоломки складываются воедино, можно увидеть общую картину более четко, и тогда в таких компаниях также осуществляется контроль.Анализ рисков является основой всей работы по мониторингу», - сказала Шмите-Роке.
Она добавила, что принцип «сначала проконсультируй» также никто не отменял. Иногда это может застопориться, когда вводятся какие-то новые механизмы контроля, но тематические проверки как таковые больше не проводятся. 30 июня 2023 года закон «О налогах и пошлинах» изменил регламент контроля, и СГД имеет один большой комплекс мер налогового контроля, который основан на анализе рисков.
Аудит – это отдельный вид контроля, пояснила Шмите-Роке. В 2018 году СГД провела 738 проверок, а в 2022 году – только 41 проверку. Глава СГД пояснила, что служба сокращает количество проверок именно потому, что использует принцип «сначала проконсультируй» и призывает к своевременному и добровольному предотвращению мелких нарушений.
«Такое быстрое снижение количества налоговых проверок показывает, что они проводятся очень целенаправленно, только в тех случаях, когда ясно, что должна быть налоговая оценка, и предприниматель до этого не сотрудничал. Есть еще Подсовет по аудиту и Совет по аудиту, которые были созданы именно с целью предотвращать риски коррупции и иметь возможности влиять на решения, в результате которых компании будут или не будут проверяться», - сказала Шмите-Роке.
Она подчеркнула, что каждый инспектор, который видит необходимость проведения проверки, должен изначально обосновать ее перед подсоветом и только потом передать решение совету. Сама Шмите-Роке также участвовала в заседаниях совета в течение прошлого года, и иногда принималось решение не начинать аудит, поскольку не было достаточных оснований и было понятно, что путем неоднократного обращения к предприятию или получения дополнительной информации, например, от других стран-участниц, все еще можно добиться результата и сотрудничества.
Двухэтапное коллективное решение снижает риски коррупции и позволяет более широко оценить, насколько эффективно расходуются ресурсы. Таким образом, количество проверок уменьшилось, но повысилась их эффективность, пояснила Шмите-Роке.