Засучили рукава для биотуалетов
Рудите Весере, руководитель Департамента по охране среды, констатировала на заседании, что, несмотря на работу в течение последних 8 лет, Латвия «еще на пути» к экономике повторного оборота, как видят ее концептуальные документы ООН. К примеру, простое сжигание мусора таковой не является.
Более половины производимых страной отходов по-прежнему проводится захоронение на полигонах, как политкорректно обозначают свалки. Однако Евросоюз поставил задачу радикально – до 10% - уменьшить эту долю к 2035 году. Прежняя динамика показывала, что в лучшее время (до ковида и войны) Латвия уменьшала долю не перерабатываемых отходов в среднем на 3% в год. Так что за оставшиеся 12 лет мы, худо ли, бедно, до плановых показателей снизились бы. Тем более, что на ближайшую перспективу – до 2027 года, выделяется 95,5 миллионов евро.
Вместе с тем, именно хозяйственная деятельность по переработке отходов занимает ныне «почетное» 4-е место по объему выбросов в атмосферу газов, способствующих потеплению климата – 6,5%, вслед за транспортом (37,2%), энергетикой (27%) и сельским хозяйством (26%).
В свою очередь, наибольший выброс внутри «отходной» отрасли дают: хранение мусора на полигонах (66%), очистка и отвод сточных вод (22%) и биологическая обработка отходов (12%). Впрочем, за последние полтора десятка лет общий объем выбросов в эквиваленте двуокиси углерода (CO2), существенно уменьшился – на 18 процентов.
Если же разбираться еще более детально, то в секторе хозяйствования сточных вод, несомненная пальма первенства принадлежит туалетам-септикам. Те самые пластиковые кабинки, которые в последние десятилетия стали неотъемлемой частью пейзажа – от дач до строек и массовых мероприятий, дают, ни много ни мало, 60% выбросов. Видимо, это обусловлено наличием в них химических субстанций – ибо старый добрый «сухой» туалет, дает только 16%. В общем, всему туалетному хозяйству нужен срочный энергоаудит.
Однако единственным реальным решением является повсеместное подключение населенных пунктов ЛР к централизованной канализации и системам очистки сточных вод, для чего Министерство среды и регионального развития (VARAM), совместно с самоуправлениями, ассигнует 121 миллион евро. Получаемый биологический ил будет выдерживаться в отстойниках до 12 месяцев, после чего сделается либо удобрением, либо энергетическим сырьем.
Гетлини – чемпион
Во времена плановой экономики показатели валового производства были святая святых в анализе народного хозяйства, сейчас их заменили невидимые руки рынка с макроэкономическими данными. Тем любопытней, что участники Комиссии Сейма по долгосрочному развитию изучили показатели работы предприятий по переработке отходов.
Итак, на первом месте у нас в абсолютном лидерстве Гетлини – 48 000 т в год, затем Дайбе (между Валмиерой и Лимбажи) – 30 000 т, Кивитес (близ Гробини, Диенвидкурземский край) – 21 000 т, Циниши (Деменская волость, Аугшдаугавский край) – 20 000 т. В 2024 году откроются еще два полигона – Январи (Тукумский край) и Бракшки (Елгавский край).
То есть, будет минимум по одному большому полигону на каждый из 5 регионов страны. Каждая такая мусороперерабатывающая компания, если судить по их интернет-сайтам, есть сугубо коммерческое предприятие. Однако, действующее в модной ныне парадигме государственно-частного партнерства – ибо получает от общественного сектора как сырье (сами отходы, собираемые муниципалитетами), так и финансирование (по линии фондов ЕС). Ныне в рабочей группе по отходам при VARAM состоит 70 человек, что, по словам госпожи Весере, подтверждает интерес к теме.
Депутаты комиссии под руководством Угиса Митревицса (Национальное объединение) узнали от VARAM также и про «меры по предотвращению образования отходов». Так, в Государственном плане управления отходами до 2028 года - способствовать предотвращению отходов в промышленности и на начальных этапах производства продукции (эко-дизайн); обучать потребителей вопросам выбора и использования экологически чистых продуктов - и предоставлять информацию о правильном повторном использовании или ремонте продукции, а также об управлении отходами.
В общем, найдена палочка-выручалочка – «воздействие на потребительское поведение». Осталось уговорить, например, производителей вина из Португалии или кабачковой икры из Украины, чтобы те подвели свою тару под латвийские стандарты повторного использования, не создавая излишний не сдаваемый стеклобой.
Хотя девиз кампании по борьбе с отходами – «Покупай только то, что тебе действительно нужно» - выглядит ныне довольно-таки иронично, в связи с ростом цен и падением потребительского спроса. В любом случае, предложение расширить сроки применения товаров можно лишь всецело приветствовать – так, ваш автор на личном примере дважды сдавал для набоек приобретенные через электронную торговлю кожаные бутсы, ибо сделанные на Аппенинах подошвы не выдерживают латвийских зимних солей. А был бы несознательным потребителем – загрязнил бы использованной обувью родную среду.
Путем установки 22 контейнеров по сбору использованной одежды, нашей республике удалось добиться уменьшения на 1800 т в год объема выбрасываемого текстильного мусора. Как говорят – хорошо, но мало: это всего 7,4% от всего выбрасываемого, среди коего есть и полная ветошь, и вполне еще носимые вещи. Кстати, на предприятиях, хозяйствующих в отходном секторе, сдаваемые населением тряпки так и сортируют: лучшее – в стирку и гуманитарку; худшее – в топку.