Дают — бери
Во многом стремительный рост прибыли связан с ростом процентных ставок Euribor. Банки одалживали деньги в Европейском центробанке по ставкам близким к нулю, ссудили их латвийским предприятиям, и после того как Euribor резко подскочил, получают теперь повышенные выплаты от должников. Похоже на спекуляцию деньгами — купили евро дешево, продали дорого.
Как бы то ни было, в настоящее время Euribor держится на уровне около 4 процентов. На такую сумму подскочила стоимость кредитов, привязанных к евроставке.
Казалось бы, 4 процента — это не так уж много. Но в итоге набегают немалые доходы. Так, объем кредитов, выданных местным клиентам латвийскими банками, составил на конец года 13,4 млрд евро. 4 процента от этой суммы — полмиллиарда евро. Конечно, не все кредиты в Латвии привязаны к Euribor, но именно подскочившая ставка лежит в основе баснословной прибыли банков в минувшем году.
Не любят делится
Что еще интересно. В то время как банки с жадностью пожинали плоды на подорожавшем кредитном поле, они вовсе не торопились также шустро повышать проценты по депозитам. То есть с должников собирали проценты по полной программе, а вкладчикам также резво повышать проценты никто не захотел.
Не удивительно, что о сравнению с концом 2022 года объем вкладов местных клиентов снизился на 1,3%, или на 263,108 млн евро. Конечно, в первую очередь накопления латвийцев пожирала гиперинфляция, которая несколько месяцев подряд превышала 20 процентов. Но на падение вкладов повлияло и разочарование в банках как месте выгодного хранения своих денег.
Во время взлета латвийских цен обыватель размышлял примерно так: лучше прямо сейчас купить утюг или стиральную машину, чем бессильно наблюдать, как в банках стремительно тает покупательная способность вкладов, нажитых непосильным трудом.
Заложники иностранных банкиров
Тем временем происходит концентрация банковского рынка Латвии: доля рынка пяти крупнейших банков в активах на конец 2023 года составляла 88,95% (88,8% на конец 2022 года), в кредитах небанковским клиентам — 89,07%, а в депозитах небанковских клиентов — 89,97%.
Пять крупнейших — это Swedbank, SEB, Luminor, Citadele, Rietumu. Относительно местным из этой пятерки можно считать Rietumu (по крайней мере две трети его уставного капитала принадлежат двум латвийским ООО). Однако с этим банком все не так просто — в свое время он столкнулся с проблемами при проведении долларовых переводов. Настораживают и санкции против Rietumu — последней из известных рестрикций был 5–миллионный штраф за нарушение актов по борьбе с терроризмом и отмывание денег.
Что касается остальных гигантов относительно небольшого латвийского рынка, то все они контролируются иностранными капиталами. А потому не вызывает удивление участившиеся разговоры о необходимости создания государственного банка — на базе латвийской финансовой конторы Altum.
Что там в будущем придумают скандинавские и американские владельцы латвийских банков — неизвестно. А так останется хоть один банк, который безропотно подчиняется логике развития Латвийского государства.