Можно гораздо лучше
Более полно используя рабочую силу, инвестируя в прирост капитала, приобретая новые знания и навыки, можно увеличить потенциал роста экономики Латвии с нынешних 2,5% до более чем 5% годовых. С таким заявлением на днях выступили эксперты Банка Латвии.
Оценка Банка Латвии показывает, что потенциал роста экономики страны составляет около 2,5% годовых — таким образом, без реформ и без кардинального изменения текущей ситуации экономика Латвии будет расти без кризисов, потрясений и ошибок в политике в лучшем случае на уровне около 2–3% в год.
Ключ к более быстрому росту лежит во взаимодействии трех факторов — труда, капитала, знаний, поэтому потенциальный рост может быть увеличен за счет улучшения каждого из этих элементов — более полного использования труда, инвестирования в рост капитала, получения новых знаний и навыков.
Где вы, трудовые резервы?
Говоря о трудовых резервах, в БЛ полагают, что уровень занятости в Латвии близок к историческому максимуму, но на фоне Европы вовлеченность людей в рынок труда находится на посредственном уровне. Внутренний трудовой резерв Латвии составляет чуть более 70 тыс. Человек, или около 7% экономически активного населения.
Наибольший разрыв в занятости в Европе наблюдается в возрастной группе молодежи и в группе пожилых людей, где наименьшее число работников. Главными барьерами на пути к трудоустройству является недостаточная квалификация и плохое состояние здоровья. "Что мешает этим 70 тысячам выйти на рынок труда? У большей части из них недостаточные навыки или проблемы со здоровьем, Латвия отстает от среднего показателя по ЕС по таким показателям, как участие в обучении и цифровые навыки", — утверждает БЛ.
По оценкам БЛ, решив вышеупомянутые проблемы с рабочей силой, потенциал роста Латвии может быть увеличен на 1,3 процентных пункта в год.
Покажите мне евро!
Второй фактор — инвестиции, здесь Латвия также отстает не только от ведущих европейских стран, но и от своих соседей. Перелом произошел примерно в 2012 году — Эстония и Литва продолжали расти в привлечении инвестиций, но в Латвии их приток значительно замедлился.
Основная проблема заключается в частных инвестициях, особенно в секторе домашних хозяйств. Латвия также значительно отстает в инвестициях в строительство. Опросы компаний также выявляют значительные барьеры для инвестиций, основными из которых являются неопределенность, затраты на электроэнергию, нехватка персонала и ряд факторов, связанных со знаниями и инновациями.
По оценкам БЛ, увеличение объема инвестиций до уровня наиболее успешных стран ЕС может увеличить потенциал роста страны еще на 0,7 процентных пункта. Таким образом, если сложить это вместе с трудовым фактором, то это будет уже два процентных пункта в год, и Латвия уже приблизится к потенциалу роста в 5%.
Образование — ключ к успеху
Для развития технически сложного производства в Латвии не хватает человеческих ресурсов и знаний, отмечают в БЛ, указывая, что мы тянемся в хвосте по таким показателям, как, например, выпускники вузов точных наук и число патентных заявок.
Инновационные центры — это высшие учебные заведения, но латвийские вузы, к сожалению, отстают в международных рейтингах. Это создает замкнутый круг — меньше интереса со стороны талантливой молодежи, сложнее привлечь международно признанных преподавателей, университету сложнее прогрессировать и подниматься в рейтингах. Отчасти это объясняется тем, что инвестиции в исследования и разработки в Латвии являются третьими самыми низкими в ЕС.
Преодолев эту неблагоприятную ситуацию в сфере образования и инноваций, можно еще больше увеличить потенциал роста латвийской экономики. Повышение качества образования даст 0,7 процентных пункта роста ВВП, полагают специалисты БЛ.
По их мнению, сочетание трех вышеперечисленных факторов при проведении реформ и изменений позволит увеличить потенциал роста латвийской экономики с нынешних 2,5% до более чем 5% годовых.
Есть мнение
Мартиньш Аболиньш, экономист:
— Несмотря на сохраняющуюся неопределенность и значительные риски, общие перспективы роста Балтийского региона в 2024 году выглядят благоприятнее, чем в прошлом году. Экономики Латвии и Литвы демонстрируют несколько лучшие признаки стабилизации, чем Эстония: согласно прогнозам, рост ВВП Латвии и Литвы в этом году будет в пределах 2%, тогда как рост ВВП Эстонии — в пределах 1%.
В прошлом году на экономический рост в Балтийском регионе негативно повлияли высокая инфляция, рост процентных ставок, слабый внешний спрос со стороны обрабатывающей промышленности и продолжающееся влияние войны в Украине, что привело к умеренному экономическому спаду во всех трех странах Балтии. В 2023 году ВВП в Эстонии упал на 3%, в Литве и Латвии — на 0,3%. Больше всего пострадали обрабатывающая промышленность и транспортный сектор — главным образом из–за слабого внешнего спроса и циклического спада мирового производства. Сельское хозяйство пострадало в результате неблагоприятных погодных условий и падения цен, в то время как розничный сектор боролся со снижением реальных доходов покупателей из–за высокой инфляции и высокой доли кредитов с плавающей процентной ставкой. Секторы услуг — например, ИТ, профессиональные услуги и туризм — продолжали расти.
Несмотря на сохраняющуюся неопределенность и значительные риски, общие перспективы роста Балтийского региона в 2024 году выглядят более благоприятными, чем в 2023 году, поскольку показатели экономической уверенности в Литве и Латвии стабилизировались и постепенно начали улучшаться.
За последние месяцы производственный сектор продемонстрировал признаки стабилизации после снижения производства в 2023 году. Исследования Европейской комиссии показывают, что уровень запасов в производственном секторе стран Балтии достиг пика, а европейский цикл складских запасов играет решающую роль в восстановлении производственного и транспортного сектора в Балтийском регионе. Сокращение запасов приведет к новым промышленным заказам, и данные уже показывают, что литовские компании сообщают о недостаточных запасах на складах, тем самым повышая прогнозы в отношении производства.
Тем не менее ожидается, что в обрабатывающих секторах восстановление будет умеренным и неравномерным. Например, в строительном секторе Германии и Швеции спрос остается слабым из–за воздействия высоких процентных ставок. Кроме того, строительство нового жилья в Швеции упало до самого низкого уровня за несколько лет.