Минэкономики сегодня выступит на заседании правительства Латвии с Планом действий по уменьшению административной нагрузки в области развития недвижимого имущества.
Что в нас не нравится инвесторам
"В последние годы Латвия значительно отстает от своих соседей в смысле темпов развития экономики", — отмечается в документе. На конец 2022 года (более свежих данных у Минэкономики нет), иностранные инвесторы вложили в Эстонию 32,8 миллиарда евро, в Литву — 29,7 миллиарда, в Латвию же всего 22,6 миллиарда.
Объем средств, вложенных зарубежным бизнесом в недвижимость ЛР, вдвое ниже, чем в Литве. Это обратно пропорционально среднему соотношению трудозатрат: на латвийский проект, от приобретения земли до строительства, надо потратить в 2 раза больше времени, чем на литовский!
"Недвижимое имущество служит обязательным инструментом обеспечения развития в любой области. Без надежной и эффективной недвижимой собственности невозможно функционирование Латвийского государства", — констатирует ведомство Виктора Валайниса (Союз зеленых и крестьян).
"Такие последствия административной нагрузки, как долгое время обслуживания, при сотрудничестве с государственным управлением, или необоснованное выдвижение требований предприятиям, означают более высокие затраты и время для выполнения необходимого соответствия".
"Продолжая нынешний порядок согласования и регистрации проектов недвижимого имущества, можно уверенно рассчитывать, что отсталость от Литвы и Эстонии только возрастет", — полагает Минэкономики.
Чтобы переломить опасную тенденцию и во исполнение Декларации правительства Эвики Силини созвали межотраслевую рабочую группу — с представителями более 100 организаций! — которая провела 28 заседаний.
Ведь как оно в Латвии все запущено:
* за планирование территорий отвечает Министерство охраны среды и регионального развития;
* за процесс строительства и управление недвижимостью — Министерство экономики;
* Министерство юстиции, в свою очередь, занято политикой в сфере недвижимости, кадастром и землеустройством.
"Организация процесса недостаточно эффективна", — мягко заключили В. Валайнис и его присные.
Стройки века. Народ безмолвствует
Среди столиц Балтийских государств Рига занимает среднее положение только в отношении построенных площадей промышленных объектов: за последние 10 лет в столице Эстонии их ввели 752 984 кв. м, в латвийской столице — 664 634 кв. м, в литовской же — 402 640 кв. м.
Зато по введенному офисному пространству расклад получился неутешительный: Вильнюс (646 030 кв. м), Таллин (503 860 кв. м), Рига (251 605 кв. м).
Точно так же негативно выглядит для нашей республики тренд по новому жилью: в Литве за десятилетие построили 45 375 новых квартир, в Эстонии 39 827, а в Латвии всего 14 939.
Между тем в нашей стране назрело и "улучшение информированности общества о планируемом развитии территорий". "Нередко общество узнает о разрешенном развитии какой–то территории только тогда, когда уже выдано разрешение на строительство и инициатор строительства на территории размещает строительную доску или когда фактически начаты строительные работы (активное строительство)".
Ну тут ведомство В. Валайниса явно полемически заострило. Если предположить, что сведения о грядущих стройках будут еще более широковещательными, это только подхлестнет алармизм в массах. На недавней памяти в родном Пурвциемсе оставила след вырубка эдакой мини–рощицы близ девятиэтажек на углу Дзелзавас и Илукстес, в угоду возведению супермаркета "дешевых цен". Но по прошествии пятилетки оставшиеся деревца вписались в строгие прямые линии новостройки, и жители покорно идут в гастроном, хотя цены там уже существенно повышены.
"Несоблюдение цели общественного обсуждения делает процесс хаотическим, не позволяет обеспечить сущностное вовлечение общества и результат", — гласит документ Минэкономики.
Однако, зная некоторые особенности нашего социума, чаще всего неспособного распорядиться даже накоплениями собственного дома (нет кворума на собрании жильцов), трудно даже представить, каким будет процесс и результат его влияния "на окружающую окрестность, ландшафт, среду". Может быть, охлократия затормозит строительный бизнес и похуже бюрократии.
Так или иначе, до 20 ноября 2024 года планируется формализовать "цели и емкость общественного обсуждения", и на Кабинете министров изменить Закон об оценке воздействия на среду и Строительный закон. В последнем, впрочем, "указать случаи, когда общественное обсуждение можно не проводить".
И не забудьте про биотопы
Само по себе приобретение земли не может являться гарантией того, что построить на ней что–то удастся. Ваш автор также помнит, как еще в годину мэра Аксенокса в Пурвциемсе намеревались возвести на узком клине за Домом мебели многофункциональный центр, с бассейном и открытым кафе на крыше.
Но воспротивились соседние панельки — понизится инсоляция! — и лично градоначальник прибыл закапывать уже отрытый котлован.
Теперь же потенциальные застройщики изначально будут глубже вникать в содержание локальных и детальных планов для конкретных земель, а также в то, не содержатся ли на них некие редкие биотопы. Ибо даже в столь крупном городе, как Рига, имеются места с произрастанием всяческих редких травок или проживанием дивных птичек. А вы там со своим бетоном и кранами.
Нелишним будет также "в обязательном порядке принимать во внимание разработанные и содержимые Латвийским центром среды, геологии и метеорологии карты, в т. ч. о затапливаемых территориях".
В этой связи хотелось бы надеяться, что при развитии перспективного района Сканстес, к примеру, были учтены все особенности тамошних грунтов. Ибо если для былых огородов — биотопов, они были отменными, то с появлением нагрузки в сотни тысяч тонн могут и дать просадку…
ЗНАНИЕ — СИЛА
До 31.12.2025 предполагается усовершенствовать функционал информационной строительной системы BIS, "позволив каждому заявиться на получение электронной информации о предлагаемом на интересующей территории строительстве и принятых в связи со строительством решениях…"