Но не кнутом единым Совет действует: в 2023 году проведено 50 мероприятий по совершенствованию конкуренции, в том числе, что интересно, и для государства. Хотя вроде как оно у нас единственное и неповторимое.
Ведомство в прямом подчинении премьера
Закон о конкуренции предусматривает созданный Кабинетом министров надзорный орган — Совет по конкуренции, находящийся в прямом подчинении главы исполнительной власти, а институционном — Министерства экономики. Руководствуется данная структура также Рекламным законом, Законом о запрете нечестной торговой практики, а также нормами ЕС.
Деятельность Совета касается, кроме прочего, "надзора за нечестной торговой практикой", а именно: предупреждения ситуации, при которой "участники рынка во всей цепи поставок сельскохозяйственных и продовольственных товаров не осуществляли нечестную торговую практику, а также торговцы непродовольственными товарами злонамеренно не использовали бы свою закупочную власть над поставщиками".
На эти благие цели в 2023 году Совет потратил 3 343 891 евро, в структуре трудилось 62 работника. В том числе 31 следователь, функции коих: "вести исследование нарушений, оценивать искажение конкуренции в нормативных актах и деятельности публичных лиц, превентивно образовывать и консультировать различные целевые группы, в т. ч. ведя лекции и семинары". Персонал Совета по конкуренции в основном состоит из молодых (37 человек моложе 40 лет) и хорошо образованных (44 — со степенью магистра), сотрудников. Две трети принадлежат к прекрасному полу…
"Общественное приобретение — 51,2 миллиона евро в год", — так сам Совет оценивает свои достижения, подсчитав полученную косвенную прибыль от роста конкуренции. Опосредованные расчеты показывают, что на 1 евро, вложенный в Совет, общество получило 19,69 евро.
Но если выходить на чистые деньги, можно также подсчитать, что в прошлом году Совет лишь наполовину окупил расходы на свое функционирование. Ибо из начисленных на предприятия штрафов в 6 926 289,78 евро, в бюджет поступили 1 512 555,75 евро. Борцы за конкуренцию старались. Однако, так как мы живем в правовом государстве, то обвиняемые в неправедной коммерческой практике могут спокойно обжаловать вменяемые им нарушения через суд, и пока ничего не платить.
Наряду с этим за год в Совет по конкуренции поступило 367 заявлений, причем по вопросам деятельности публичных лиц (общественного сектора) — 138. Руководствуясь принципом "консультируй прежде всего", начали 21 предупредительную процедуру, оповестив 71 юридическое лицо о вероятных нарушениях.
"Исследуют наиболее частые несоответствия закону"
Внедряемые нормативные акты, как часто бывает, весьма суровы — однако сталкиваются с необязательностью их выполнения. Так, не очень повезло в Латвии и Закону о запрете нечестной торговой практики. Он вступил в силу в 2021 году, в разгар ковидобесия, которое само по себе своими абсурдными запретами прежде всего ударило по низовой конкуренции.
Если же брать надзор за торговлей в прошлом году, то Совет по конкуренции предупредил 29 юридических лиц и начал две превентивные процедуры. "Более чем половина участников торговой цепи столкнулась с нечестной практикой торговли, в том числе применяемыми розничными торговцами несправедливыми и необоснованными санкциями за нарушения правил договоров". Среди последних, к примеру, указаны изъятия товаров, цену на которые поставщики подняли или не пожелали снижать.
Найдено и несоответствие условий торговли между продуктами, сделанными по заказу торговой сети (private label) и сторонними поставщиками, порой на вторые применяется в 3,5 раза более высокая наценка.
Однако Совет по конкуренции никоим образом не отреагировал на конечные "колебания" тех же продуктовых цен, которые по совершенно необъяснимым для потребителя причинам подскакивают, в моменте, процентов на 10 — притом что на уровне официальной статистики инфляция у нас уже остановлена.
Точно так же, видимо, нормальной считается торговая практика, при которой "скидочная" цена образована понижением нормальной цены на 1 цент. Эти примеры ваш автор взял из опыта личного посещения последней из открывшихся в Латвии сетей ритейла с корнями в Западной Европе. Ее, помнится, все наперебой хвалили и стояли в очередях по 2 часа. Благо ничем другим в ковид особо заняться было нечем. Ну и как вам сейчас?
ГРОМКИЕ ДЕЛА
* Совет по конкуренции фокусировался в прошлом году на кейсах, которые в буквальном смысле лежат под ногами. Констатировано 7 закупок в сфере дорожного строительства в окрестностях Риги, Цесиса, Огре, Тукумса. В отчете ведомства названы AS A.C.B, AS Ceļu pārvalde, SIA STRABAG, коим вменены штрафы на общую сумму 4 451 649,77 евро. В процессе следствия два коммерсанта "согласились с констатированными фактами и обязались не оспаривать окончательное решение Совета по конкуренции", за что им скостили штраф на 10%.
* AS Liepājas autobusu parks, SIA Latvijas Sabiedriskais Autobuss, AS Nordeka были наказаны Советом по конкуренции на сумму 1 974 923,81 евро за создание картеля при организации конкурса о закупках услуг общественного транспорта на 10–летний срок. Речь шла об обслуживании 16 маршрутных частей (лотов) на 65 миллионов км в год. Для обсуждения условий картельного соглашения его участники провели 20 встреч. Действовали также, "используя различные каналы связи, в том числе звонки, короткие сообщения, приложения общения мобильных телефонов" — не догадываясь, что за ними пристально наблюдают.
* Также на крючок борцов за честную торговлю попали SIA AKE LOĢISTIKA, SIA LATGALES MULČA, SIA MG Auto LTD — эти бизнесмены обменивались "коммерчески чувствительной информацией" при проведении 5 закупок AS Latvijas valsts meži, за что им присудили штраф в 163 630 евро.
* "Необоснованной платой за вступление в общество" посчитал Совет по конкуренции условия присоединения к Латвийскому бюро страховщиков транспортных средств (ЛБСТС), которое взыскивает средства с нерадивых автоводителей, угодивших в ДТП без страховки. Здесь уже на деньги попало само ЛБСТС, но решение о штрафе в 336 086 евро решило не опротестовывать.
* В прошлом году объектами внимания Совета стали и довольно необычные, с точки зрения обычного потребителя, структуры — к примеру, Латвийское объединение исполнителей и продюсеров (LaIPA). А все потому, что оное решило применять плату за использование фонограмм в магазинах, отелях и прочих общественных местах, куда направили замерщиков, причем сертифицированных! Совет по конкуренции, однако, решил, что "включаемые критерии не считаются обоснованными для расчета тарифа оплаты возмещения".
* Точно так же Совет указал на "искусственные препятствия деятельности на рынке владельцев собак". Воспользовавшись доминирующим участием, собаководческие организации предупреждены в отношении ограничения ими деятельности физлиц по спариванию песиков…
МОЛОЧКА
Исследовав ценообразование на пищевые продукты, Совет по конкуренции обратил внимание, что произведенная в ЛР сметана стоит в среднем на 32% дороже импортной, а сыр на 59% дороже. Дешевле оказалось латвийское молоко.