За десять лет аннексии Россия построила новые дороги для жителей Крыма, но ограничила их свободу. Пока оккупационные власти вкладывают деньги в силовиков и оборону, на полуострове не хватает учителей и врачей. Зарплаты жителей всё ещё на 20 – 30 % меньше общероссийских, а число туристов остаётся таким же, как и в 2013‑м. «Вёрстка» выяснила, что улучшилось и ухудшилось в аннексированном Крыму после прихода России.
Крым стал больше зарабатывать, но всё ещё остаётся дотационным регионом — траты на него растут
6 марта 2024 года глава Минэкономики РФ Максим Решетников доложил, что «инвестиции здесь [в Крыму] выросли в три раза по сравнению с 2014 годом, и прирост экономики полуострова втрое опередил среднероссийские темпы».
Как показал анализ «Вёрстки», после аннексии Крым действительно стал больше зарабатывать — при этом показатели роста его экономики всё ещё ниже общероссийских: за восемь лет темп роста экономики полуострова снизился на 10,5 процентных пункта, в то время как общероссийские темпы прироста составили +0,9 процентных пункта за тот же период.
Крым, как и две трети российских регионов, — дотационный, то есть не может полностью обеспечить себя за счёт собственных средств. Таким он был и до 2014 года. Как выяснила «Вёрстка», Крым самостоятельно может покрыть лишь около четверти своего бюджета, а Севастополь — треть:
Крым самостоятельно заработал 66 миллиардов рублей в 2022 году — при дотациях в 189 миллиардов, сообщал глава республики Сергей Аксёнов; Севастопольские доходы в этом году составляли 72,8 миллиардов рублей, из них почти 48,1 миллиардов — вливания из центра, следует из бюджета города. Для сравнения: при украинской власти в 2013 году Крым самостоятельно покрывал 40 % своего бюджета, а Севастополь — 65%.
Какие санкции из-за аннексии Европа наложила на Крым и Севастополь?
На полуострове построили Крымский мост, трассу «Таврида» и другие дороги — на них потратили свыше 1 триллиона рублей (10 миллиардов евро). Сразу после аннексии Крыма российские власти сделали ставку на строительство и ремонт дорог в регионе. Это было одной из главных проблем, волнующих жителей: в 2015 году, согласно опросу ФОМ, проблемы с дорогами отмечали 44 % крымчан. В 2021 году 92 % населения отмечали улучшение качество дорог, сообщал ТАСС.
Всего на полуострове с 2014 по 2023 годы построили и отремонтировали более 4000 километров дорог, в Севастополе — 660 километров, сообщали главы аннексированных субъектов. При этом доля местных дорог, не соответствующих нормативным требованиям, за восемь лет выросла с 29 % до 61,7 %. Это значит, что, несмотря на масштабный ремонт и строительство, более чем у половины дорог в Крыму плохой асфальт, нет освещения, слишком узкие тротуары или другие проблемы.
Тем не менее, российские власти всё-таки реализовали на полуострове несколько масштабных проектов, которые стали полезны в условиях аннексии:
Самым знаковым из них считается Крымский мост: президент лично приехал на открытие в 2018 году, дороге даже назначили своего маскота виде кота Мостика. Масштабное строительство поручили компании «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, друга детства Владимира Путина.
Власти Украины пытались возвести Крымский мост с 1970‑х годов, а перед аннексией обсуждали совместную работу над ним с Россией.
В итоге РФ реализовала масштабный проект самостоятельно: стоимость моста составила 227,9 миллиардов рублей (около 2,3 миллиардов евро).
До аннексии попасть на полуостров по земле можно было через Украину, поэтому после Крымский мост стал единственной дорогой, которая связывает его с материком и позволяет сухопутные поставки продукции. В день по нему могут проехать до 40 тысяч автомобилей и 47 пар поездов.
Ещё один реализованный крупный дорожный проект — трасса «Таврида», соединяющая Крымский мост с Севастополем. Она оказалась дороже, чем предполагалось: в 2016 году глава Крыма Сергей Аксёнов оценивал её в 85 миллиардов рублей, но через год Минэкономразвития объявило стоимость в 166 миллиардов.
«Таврида» также построена в обход населённых пунктов и разгружает местные дороги, сокращая количество выхлопных газов внутри городов. Кроме того, трасса ускоряет путь от Керчи до Севастополя и Симферополя.
Всего за 10 лет аннексии на развитие Крыма и Севастополя по федеральной целевой программе, нацеленной на строительство и развитие социальной и дорожной инфраструктуры, российские власти выделили 1,38 триллионов рублей, считают в Минэкономики. В марте 2022 года Путин заявил, что программа по финансированию полуострова должна действовать до 2027 года, а в перспективе — и до 2030-го.
Зарплата крымчан выросла, но всё ещё меньше среднего заработка россиян и украинцев
С 2014 года зарплаты крымчан и севастопольцев пытаются довести до общероссийских показателей — этот тезис неоднократно высказывал Путин со времён аннексии. По подсчётам «Вёрстки», с тех пор оплата труда здесь действительно выросла, но не доходит до средних значений по стране. Более того, средняя зарплата в Крыму последние пять лет снижается относительно общероссийской.
В 2013 году крымчанин в среднем зарабатывал 2 850 гривен (примерно 11 343 рубля в ценах того года), отчитывался Укрстат. Сумма составляла 87% от средней суммы по Украине, подсчитала «Вёрстка».
С тех пор Росстат ежегодно фиксировал рост оплаты труда, но соотношение со среднероссийским показателем ни разу не превысило 68%.
В Севастополе ситуация похожа: в 2013 году зарплата здесь составляла 95% от среднеукраинской. За 10 лет она, по официальным данным, выросла с 3 114 грн (12 394 рубля) до 47 650 рублей.
Но максимальное соотношение зарплаты в городе с общим показателем по России за десять лет — 73%.