Больше всего сократился выпуск продукции в производстве мебели — на 23,3%. Спад в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов составил 18,7%, компьютеров, электронного и оптического оборудования — 15,9%, одежды — 13,8%, в полиграфии и репродуцирования записей — 4,6%.
В одной из трех крупнейших по удельному весу отраслей обрабатывающей промышленности — производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования — спад составил 12,4%.
Рост объемов промышленной продукции отмечен в сфере ремонта и установки оборудования и устройств — на 33,1%, в производстве химических веществ и химических продуктов — на 13,3%, напитков — на 8,2%, текстильных изделий — на 7,5%.
Прирост наблюдался и в двух из трех крупнейших по удельному весу отраслях обрабатывающей промышленности — в производстве продуктов питания (+0,9%) и производстве древесины и изделий из нее (+1,7%).
Комментарии:
Агнесе Пуке, экономист:
— Падение производства в январе добавило в сладкий кисель производства хорошую порцию кислинки, так что небольшое улучшение в феврале и марте уже не потребовало существенного изменения оценки. Для обрабатывающей промышленности первый квартал года завершился падением на 2,7% по сравнению с четвертым кварталом 2023 года.
Было бы слишком рано называть нынешнее промышленное развитие манной небесной, учитывая множество проблем на экспортных рынках. Тем не менее рост производства в конце прошлого года действительно выглядел обнадеживающим для отрасли, как и надежды на более сильное улучшение уровня промышленных настроений в первом квартале этого года. Однако в апреле оптимизм несколько ослаб.
Экономическая активность внешнеторговых партнеров остается слабой, особенно в сегменте, связанном с экспортом строительного сырья. Данные апрельского опроса деревообработчиков, производителей металлоконструкций и строительных материалов об отсутствии спроса как основного фактора, ограничивающего активность в целом, также не показывают улучшения, что снижает ожидания скорого восстановления роста. Кроме того, на деятельность лесной промышленности повлияло недавнее решение Конституционного суда, который отменил поправки к правилам, разрешающим вырубку деревьев меньшего размера. Трудно предсказать, как будет решен этот вопрос, особенно в контексте сертификатов на вырубку, выданных в этот период, но в течение некоторого времени это будет отнимать силы у отрасли.
Петерис Страутиньш, экономист:
— Промышленность Латвии в марте сохранила положительную динамику в годовом значении, которая вернулась в феврале после почти непрерывного снижения с середины 2022 года. В обрабатывающей промышленности март оказался значительно лучше начала года, но по сравнению с предыдущим мартом все равно снизился на 1%, в январе соответствующий показатель составил даже минус 6,9%.
Начало года в целом оказалось кварталом с наименьшим объемом производства за период мини–кризиса производства, который начался в тот момент, когда остальная экономика была освобождена от ковидных ограничений. Надежды на лучшее будущее есть, но они будут сбываться постепенно. Индикаторы настроений наиболее важных подсекторов демонстрируют либо некоторый оптимизм, либо пессимизм, в то время как промышленные настроения в целом немного печальнее среднего.
Ситуация в мировой торговле в целом медленно улучшается.
Организация экономического сотрудничества и развития прогнозирует, что мировая торговля товарами и услугами вырастет на 2,3% в этом году и может вырасти на 3,3% в следующем, тогда как в прошлом году показатель увеличился всего на 1%. По данным Всемирной торговой организации, в прошлом году она упала на 1,2%, но в этом году может вырасти на 2,6%. Резкий разворот произошел в самом начале года: в феврале торговля товарами выросла на 1,2% год к году, против падения на 0,9% в январе. Здесь еще есть куда расти, типичная скорость в этом веке составляла около 4% в год.
Однако Латвия по–прежнему находится в уголке мира с необычно низкой экономической температурой. Страны Балтии, Польша, Германия и страны Северной Европы в этом столетии в среднем были динамично развивающимися европейскими экономиками. Сейчас из названных стран только Польша чувствует себя хорошо, а вот Германия и большинство стран Северной Европы стагнируют. Причиной в том числе являются возросшая конкуренция со стороны Китая с его машиностроительной и электронной продукцией, а в Швеции также играют роль последствия жилищного бума. Ситуация там будет улучшаться очень постепенно в этом и следующем году, в то время как в Германии существует большой риск продолжения стагнации.