"Сегодня у нас опять Шекспир: пить или не пить?" — философски начал заседание Комиссии по социальным и трудовым вопросам Андрис Берзиньш (Союз зеленых и крестьян). В процессе дискуссии выяснилось, что правящие партии в важных народнохозяйственных вопросах шагают, мягко говоря, не в ногу.
Можно возвести легкие конструкции
Ингрида Цирцене, депутат Сейма от "Нового Единства", озвучила свою и коллег инициативу — ограничить места торговли алкоголем в предприятиях самообслуживания от прочих продуктов. В качестве контраргумента зачастую выдвигаются большие средства, которые нужно затратить на перестройку торговых залов, но, полагает депутат, "это не так".
"Мы посмотрели, как это в других государствах. Например, в Ирландии полки повернуты в противоположную сторону, этой гладкой стеной к торговому залу".
"Конечно, возможны и иные решения: можно возвести легкие конструкции. Не нужно строить стены. Не надо делать строительные проекты".
Точно так же, как и в отношении сигарет, которые уже долгое время закрываются от потребителей в шкафы, можно поступать и к спиртному, считает гинеколог И. Цирцене, ранее занимавшая пост министра здоровья. Разумеется, нововведения не коснутся тех специализированных торговых точек, которые продают исключительно алкоголь. "Спасибо, звучит очень просто", — прокомментировал А. Берзиньш.
Ведомственные несогласования
Директор департамента внутреннего рынка Министерства экономики Марина Блашке в первых словах ответного выступления поддержала госпожу Цирцене в том, что касается уменьшения "импульсных" покупок, или "навязчивости" алкоголя.
"Однако, к сожалению, с той частью, которая относится простоты введения этого предложения в жизнь, согласиться совершенно нельзя".
"Способность интерпретировать по–разному открывает широкие возможности того, могут это утвердить или нет", — представила чиновник открытие торговых заведений в новом формате. Речь идет о концептуальном изменении торговли. Поэтому Министерство экономики не считает возможным принять данные нормы без консультаций с отраслью.
"В данное время это очень поспешное, необсужденное предложение", — резюмировала представительница министерства, которое возглавляет номинант другой коалиционной партии, Союза зеленых и крестьян.
Парламентский секретарь Министерства здоровья Артем Уршульский, со своей стороны, сказал, что заметность продукта всегда находится в прямой зависимости с продажами.
Проведенные в Эстонии маркетинговые исследования доказывают, что как только уменьшили на 15% видимость полок с алкоголем, так уже почти вдвое меньше покупатели стали проводить в зоне торговли спиртным.
"С точки зрения общественного здоровья — определенно ценный шаг вперед", — считает чиновник, представляющий министерство, которым также рулит "Новое Единство".
Трезвость — норма жизни
Большие сети магазинов в Латвии, прокомментировало Министерство земледелия (под кураторством СЗК), вполне готовы для отделения вредного алкоголя от полезной еды, но вот для сельских торговцев это будет катастрофой. Сходную позицию выразила отраслевая ассоциация пивоваров — им вообще непонятно, отчего их бродящий товар ныне котируется наравне с дистиллятом и ректификатом.
Пивная промышленность, в которой уровень местного производства весьма высок (в отличие от сигарет, официально в ЛР не выпускаемых), а процент нелегального продукта минимален, озабочена еще и тем, что вводимые ограничения на всю продукцию с содержанием алкоголя вызовут стимуляцию теневиков. Ношу финансовых затрат перенесут с розницы на производство, что нанесет удар по легальной пивной промышленности.
Представляющий парламентское Юридическое бюро Мартиньш Биргелис порассуждал в правовой плоскости: можно ли вообще вводить в последнем чтении законопроекта столь сущностные поправки. С одной стороны, устав Сейма этого не запрещает, "это не может рассматриваться как процессуальное нарушение". Но все–таки рекомендуют так не делать.
"Это как призыв не пить, но все же пьют", — провел аналогию председатель комиссии Берзиньш.
От двухлитровки до одеколона один шаг
Марис Крузитис, руководящий Ассоциацией торговцев продуктами, сказал, что входящие в его структуры торговые предприятия воспринимают нововведения "как серьезный вопрос". Неправда, что к алкомаркетам тема не относится — там ведь тоже реализуется сопутствующая пищевка, не только спиртное. Так что — опять стены с разворотом полок?
"Говоря о торговле пивом и слабоалкогольными напитками, я не представляю, как это можно будет ввести в малых магазинах", — сказал М. Крузитис.
По мнению Ричарда Иванова, который представляет малых производителей алкогольных напитков, латвийским винодельням такие поправки нанесут ущерб. Так что их тоже надо было бы исключить из вероятного закона.
"Тотально несоразмерными" считают готовящиеся новации в торговой сети, объединяющей региональные предприятия. Ранее они бы именовались — сельпо. Эта нужная всем людям отрасль торговли, и без того потерпевшая от коронакризиса, сейчас сталкивается с оттоком людей — персонал разъезжается за границу.
В торговле происходит "миграция" потребителей, замечают торговцы из провинции: те, кто до известного момента пил пиво из 2–литровых емкостей, перешли на крепленые вина. А когда плодово–выгодные напитки подорожали, то с горя переключились на… одеколон.
Между прочим, благодаря единому пространству торговли с Украиной произведенные в братской стране спиртосодержащие жидкости — исключительно косметического применения! — могут в конкурентной борьбе победить любой латвийский товар.
Так или иначе, точку над i может поставить заседание Сейма на этой неделе. Если спорные поправки никто продавливать не станет, то они счастливо минуют рубежный срок голосования в Европарламент и уже будут рассматриваться в более спокойной атмосфере.
Между тем неплохо было бы узнать, что по сему поводу думает и Минфин — ведь в бюджете сокращение доходов от акцизного налога тоже проделает существенную брешь. По иронии, деньгами в стране заведует то же "Новое Единство", что изобрело всю эту псевдотрезвенническую карусель.